28.03.2024

Бизнес | Развлечения

Меню: Информация о газете | Скачать прайс-лист | Контакты | Обратная связь | Поиск по статьям

Евгений Гришковец: человек без адреса

 Телескоп
Любимый автор поколения 30-летних - о провинции, о «неконтактности» и о будущих людях без почерка

Выпуск: Просмотров: 1688

На своем веку Гришковец уже наелся собак до отвала - в переносном смысле. В заголовках прессы название его первого громкого спектакля «Как я съел собаку» не обыграл, пожалуй, лишь ленивый. Автобиографические истории, талантливо сплетенные им самим в моноспектакль и им же сыгранные, рассказанные этим самым «гришковцовским» фирменным и уже родным для многих слегка надтреснутым голосом, трогают всех. И до смеха, и до слез. Потому что они «про жизнь», но без снобизма, пафоса и негатива и с хорошим литературным языком. Видимо, в этой интеллигентной «свойскости» для всех и секрет любви к творчеству Гришковца поколения 30-летних...
- Отчего решили показать смолянам свой отнюдь не «свеженький» спектакль? «Как я съел собаку» - это уже ваша классика.
- Я всегда начинаю знакомство с новым городом именно с этого спектакля. Потому что пусть люди лучше заплатят деньги за билет на спектакль, чем пиратам или Интернету, где скачивают мои книги, музыку и спектакли. Меня уже не раз так обворовывали… Даже из любви ко мне. Увидеть «Собаку…» живьем лучше хотя бы потому, что за время своего существования спектакль успел измениться до неузнаваемости. К сожалению, я вынужден играть его не в театре: в Смоленске туда меня не пустили. Мол, руководство не знает, кто я такой, стало быть, люди на меня не придут. Этот спектакль дважды лауреат национальной премии «Золотая маска», участвовал в крупнейших международных фестивалях, в том числе и в Авиньоне, Лондоне, Праге, Берлине. Переведен на многие языки и по определению должен показываться на академической сцене.
Я автор произведений, которые входят в школьную программу. Даже рекомендованных для ЕГЭ. Мои пьесы идут во многих театрах страны. Я уже не какой-то там маленький современный драматург, который одну пьеску поставил и куш сорвал. Нет. Мои академические пьесы идут в МХТ, в других хороших театрах. Например, следующий свой спектакль я выпускаю в октябре 2012-го, и в силу замысла его нужно показывать именно на театральной сцене. Хочу показать эту премьеру в Смоленске. Но если меня в драмтеатр снова не пустят, не приеду. Вариантов нет.
- Вы сейчас постоянно живете в Калининграде. Почему именно там?
- Просто понравилось. Комфортный город. Москву я никогда не рассматривал на предмет ПМЖ, да и Питер тоже. Я человек провинциальный, из провинциального города.
- Нетипичный выбор… Таланты из провинции всегда стремятся сбежать в большой город, потому что в родном городе им скучно и неинтересно. Что-нибудь скажете в защиту провинции?
- Нет, не скажу. В нашей стране все, что не Москва, - провинция. Даже Санкт-Петербург. Люди с периферии стекаются в Москву. Потом понимают, что это ужасное место, отправляются в Питер. Понимают, что там те же яйца, только в профиль, и снова - в Москву. Она растет, растет… Россия - единственная страна, которая так централизована. Во Франции, Америке все иначе: население не испытывает такого давления, разграничения, такого контраста «столица-нестолица». У нас молодой талант из провинции в родном городе не имеет возможностей реализоваться по-настоящему. Потому что тут не любят своих же. Они выделяются и уже этим всех раздражают. Например, хуже всего мои книги продаются в Калининграде. Также я могу сыграть спектакль в Калининграде не чаще одного раза в год. Я их раздражаю. Я буду идеальным, если просто не буду мешать жить этому болоту. Каждый человек, который проявляет талант в области культуры, науки, бизнеса... ему нужен серьезный уровень, какой-то контекст. В поисках развития люди едут в центр, обескровливая свой город, который без них особенно не страдает - ему плевать. Да, я живу в провинции. Мне там просто жить нравится, удобно, хорошо пишется. Но трудиться на благо культуры и так далее в родном городе сейчас для каждого из нас - крайне неблагодарный, непосильный труд. К большому сожалению. Да это вам самим очень хорошо известно.
- Скажите, то, что сейчас происходит в стране, вы как-то будете интегрировать в свои «действа»?
- Я не занимаюсь «действами». Я играю спек-так-ли. Пишу художественные произведения. А «действами» занимаются другие люди. Не знаю, зачем вы употребили это слово. Нет. Никогда. Делать спектакли и писать пьесы на злобу дня я не стану. Пусть этим занимается писатель Дмитрий Быков. Который сейчас очень ловко зарабатывает на том, что происходит в стране. Я считаю, на этом зарабатывать стыдно. Хочешь высказаться - иди на митинг. Хочешь действовать - действуй. Вступай в партию. А зарабатывать на беде - дело постыдное. Для того, что происходит в стране,  есть радио, телевидение, газеты, Интернет и прочее. Митинги…
- Поясните, что имеете в виду под словом «беда»?
- Нет. Все и так понятно. Очень понятно.
- У вас много разных ипостасей: писатель, режиссер, актер, сценарист, исполнитель песен… А кто вы на самом деле?
- Я писатель, исполняющий свои произведения в театре.
- Как считаете, какое будущее у нашей литературы?
- Я скажу, что писателей ждут тяжелые времена. Электронная книга наращивает обороты, можно говорить о потере уже 40% издаваемых книг.
- Говорят, вы больше не пользуетесь Интернетом...
- Я ушел из социальных сетей чуть больше года назад. У меня даже нет компьютера. Нет адреса электронной почты.
- Так у меня в друзьях на «Фейсбуке» это не вы?
- Нет. В «Одноклассниках», «Фейсбуке», «ВКонтакте» - это все НЕ Я. Один наглец под моим именем даже предложил в «Одноклассниках» дружбу моей жене. Это было очень забавно…
- Почему расстались с Интернетом?
- Я понял, что так нельзя. Неправильно. Фиктивно. Что такое общение инкогнито? Оно во вред. Ведь человечество за многие тысячелетия разработало некие правила поведения. Преступление - воровать. Аморально - совращать малолетних. Аморально - демонстрировать людям гениталии. Материться. Говорить мерзости. В Интернете же все это норма. Все это делается публично. Злобно. Агрессивно. Нет правил. Такое количество общения, которое предлагает Интернет, вообще человеку вредно. Я не хочу, чтобы все это выливалось на меня оттуда. Я закрыл для себя этот ресурс. Неинтересно. Более того, в силу своих скромных возможностей буду с этим явлением бороться. Я с ужасом понимаю, что мои дети в будущем - это люди без почерка. А тем временем в «паутине» вращаются колоссальные деньги. Людей затягивает эта воронка. Кстати, вы будете первыми, кому я сейчас расскажу про свой будущий спектакль. Выйдет он в октябре следующего года и будет называться «Прощание с бумагой». Он о том, с чем расстается человечество, расставаясь с бумагой.
- Летом на Первом канале в «Закрытом показе» Гордона показали ваш фильм «Сатисфакция». История многих зацепила… Насколько она автобиографична?
- Никакого отношения ко мне лично история сыгранного мной персонажа не имеет. Но я про это все знаю.
- Критиковали фильм жестко…
- Знаете, просмотрите все то, что в последние лет девять пишут обо мне критики, и вы увидите: меня не ругает только ленивый. Даже ругать устали, просто игнорируют. При этом выход книги «Сатисфакция» сразу был многотиражным. Над сборником я долго трудился. Да и на фильм угробил три года жизни: сам и писал сценарий, и играл сам… Занимался всем, кроме, пожалуй, практической режиссуры и монтажа. Это первый и, похоже, последний в моей жизни фильм, в который я так влился, на который так затратился внутренне. Но я счастлив, что картина удалась. Это ж ведь чудо для человека, который родился в Кемерово, для которого кино было всегда какой-то сказкой недосягаемой! И, несмотря на нулевой рекламный бюджет, на неудачное время в кинотеатрах, на полное равнодущие прокатчиков, «Сатисфакция» практически окупилась, прошла по ТВ. А сейчас вторая волна интереса пошла. Но больше я кинопроизводством заниматься не буду. Это слишком тяжело, много времени уходит, приходится общаться с массой людей равнодушных, в первую очередь я говорю о кинопрокатчиках. Не хочу больше… Если, конечно, меня пригласят написать сценарий или сыграть в кино, что я очень люблю делать, - я соглашусь. Предложений поступает мало. Но я человек, раздражающий критику. Связываться со мной невыгодно. А ругают меня постоянно. Даже если я что-нибудь слеплю из пластилина для своих детей - тоже получу по полной программе.
- Кстати, о детях… У вас их трое. Как отцовство изменило вас как человека, как творческую личность? Какими вы видите будущее своих детей?
Я очень хочу, чтобы у них была счастливая жизнь, интересная работа, чтобы никогда над ними не довлела личность отца и его наследия, чтобы они нашли дело по душе и были счастливы в своих будущих семьях. Не было бы детей, я вряд ли был бы столь эффективен, вряд ли написал бы столько книг и выпустил спектаклей. Я стал дисциплинированным человеком в смысле работы. Если бы не дети, меня в жизни занесло бы неизвестно куда… А так - есть ответственность и потребность заботиться. Ответственность за свое имя. Я не играю корпоративы. Ни-ког-да. Мне было бы стыдно перед детьми. Это позор для профессии. Кто поет и пляшет - тем можно. А для автора уходить в сферу обслуживания - это катастрофа. Стыдно перед людьми, перед памятью деда, перед отцом... Семейные ценности оберегают меня от многих плохих вещей. Хотя бы от участия в программе «Пусть говорят».

Комментарии

Оставить комментарий

Всего комментариев: 1

Cтраницы: [1]

Лера
думала попасть на спектакль Гришковца если ты живешь в Смоленске это нереально.Но он таки приехал ,это чудо!Понравилось очень.ОН обещал приехать еще раз.СМИ предупредите пожалуйста зарастание а то опять придется сидеть на балконе!
29.12.2011 17:21

Оставить комментарий

 
 
 
 
 

 





Яндекс.Метрика