25.04.2024

Бизнес | Развлечения

Меню: Информация о газете | Скачать прайс-лист | Контакты | Обратная связь | Поиск по статьям

Дживан Гаспарян: «Часы от Сталина я обменял на пиво и три пирожка»

 Телескоп
Живой легенде world music, дудукисту Дживану Гаспаряну в Смоленске подарили икону Божией Матери «Одигитрия», и он вспомнил о подарке «вождя всех народов».

Выпуск: Просмотров: 1882

Он исполнил здесь ту самую, вселенской глубины музыку (не хочется употреблять англицизм «саундтрек») для «Гладиатора» Ридли Скотта. Теперь и нам ясно - без игры Гаспаряна голливудский киношедевр был бы другим… не столь пронзительным.

«Я играю сердцем», - часто повторяет в своих интервью дядя Дживан. Это правда. Начинаешь его слушать - и проваливаешься в другую реальность, похожую на сон наяву. И больше не замечаешь времени. Это как в случае с коброй и заклинателем змей: музыкальный гипноз, от которого невозможно очнуться. Неисповедимые пути привели дядю Дживана, всемирно известную звезду, в Смоленск: видимо, в большей степени, встречи со знаменитым соотечественником ждали армяне, проживающие здесь. Впрочем, в любом, в чьих жилах есть хоть капля восточной крови, музыка Дживана бередит самые глубинные струны души. В зале драмтеатра в тот вечер было много земляков великого музыканта: армяне от мала до велика, от малышей до стариков, внимали его музыке в тишине, жадно и почтительно. Оно и понятно: для людей, столь чтущих свои древние традиции, эта музыка - как глоток горячего воздуха родины. В Смоленске Гаспарян со своим коллективом, в котором участвует и его внук Дживан, исполнил народные армянские мелодии, а затем - свои саундтреки к голливудским картинам, знаменитые джазовые стандарты, повеселил аудиторию трелями соловьев и кукушек, извлекаемыми из дудочки. И даже спел волшебным негромким голосом печальную песню о матери - на родном языке. Она умерла, когда Дживан был еще маленьким, и, как часто признается музыкант, он часто мысленно говорит с ней, а рана от этой утраты живет с ним всю жизнь. На прощанье председатель Смоленской армянской общины преподнес Гаспаряну роскошный подарок: сверкающую золотыми ризами большую икону Смоленской Божией Матери «Одигитрия» - чтобы Путеводительница хранила музыкантов в путешествиях по всему миру. «Живите спокойно, и тихо, и хорошо», - напоследок пожелал дядя Дживан смолянам.

О том, с чего начался его музыкальный путь, после концерта дядя Дживан рассказал смоленским журналистам:

- Старый мастер, у которого я попросил дудук, сначала не хотел мне его давать. Говорил: «Зачем он тебе? Ты еще маленький. Иди домой, мальчик, или у тебя родителей нет?»… Я отвечал: нет. Но понемногу он стал разрешать мне играть, я слушал, учился… К сожалению, в 1943 году этот мастер скончался. Он не дожил до моего большого успеха. Да я и сам никогда не думал, что стану знаменитым.

- А ваш внук Дживан как приобщился к вашему искусству?
- Младший Дживан вообще не хотел играть на дудуке. Он в Лос-Анджелесе учился, хотел стать врачом… Доктором хотел стать. А потом, когда я работал над «Гладиатором», смотрел, слушал. И сказал: «Дай мне, дедушка, дудук». Я ответил: «Бери. Но с условием. Если ты не будешь лучше меня играть, то не будешь играть вообще». Он согласился. Какое-то время позанимался, а потом, как-то у меня раз за обедом в гостинице, когда мы немного покушали и выпили вина, я сказал: «Дживан, сыграй!» И когда он начал играть, я понял - очень способный парень… И разрешил ему играть. Сейчас Дживан-младший - дважды лауреат ЮНЕСКО и в Армении получал высокие награды, в Лос-Анджелесе с оркестром играл. Хороший мальчик. Не думайте, что я хвалю его, потому что он мой внук. Нет. Он мой ученик, и как ученика - я его хвалю.

- Когда вы впервые получили приглашение из Голливуда записать музыку для кино?
- В 1956 году, когда ездил в Америку в первый раз - тогда еще из Советского Союза. Мы приезжали в числе большой делегации русских артистов. Такой был концерт неповторимый! Тогда время совсем другое было, не было свободы слова. Но у того времени все равно было много хорошего…

- Как считаете, дудук стирает границы музыкальных жанров? Вы сегодня нам показали, что этому инструменту подвластны любые жанры…
- Я играю армянскую, итальянскую, испанскую, английскую музыку… Народную, классическую, джазовую, рок-музыку... Много раз выступал с лучшими оркестрами мира, с Венским оркестром, Московским симфоническим, со Спиваковым. Трижды играл в Кремлевском зале, трижды - в английском Королевском театре. Да, я могу играть все что угодно. Хотя сейчас культура портится… Даже в Армении артисты поют музыку не ту, что действительно нужна людям. А у меня репертуар огромный, могу 20 концертов играть из разных программ. Причем я 70 лет на сцене и никогда в жизни не пользовался фонограммой.

- Какова судьба часов марки «Победа», которыми вас наградил Сталин, когда вы были еще ребенком?
- Тогда я не понимал значения этого подарка. Может, и сохранил бы, если бы понимал. А  в то время жили голодно, поэтому мы с друзьями обменяли часы на пиво и три пирожка.

- У вас наверняка очень сильные легкие. Сколько вы можете продержаться под водой?
- Вообще, я очень хорошо плаваю, без воздуха держаться долго могу. Сколько могу держаться под водой - не измерял. Но думаю, что долго.

- Русские народные песни вы сегодня тоже исполняли… Любите русский фольклор?
- Очень. Россия - мой второй дом. Старший брат Армении.

- Сколько лет дудуку, на котором вы играли сегодня? Из чего он сделан?
 - Из абрикосового дерева сделан (показывает дудук). Ему примерно 40 лет. У меня дома лежит дудук, которому 60 лет. А еще однажды друг на день рождения преподнес мне дудук из золота, инкрустированного бриллиантами. Потом я в музей его передал.

Фото Елена Хлиманова.


   

Комментарии

Оставить комментарий

 
 
 
 
 

 





Яндекс.Метрика