30.04.2024

Бизнес | Развлечения

Меню: Информация о журнале | Реклама | Скачать прайс-лист | Контакты | Обратная связь

 ИССЛЕДОВАНИЯ

Госзакупки: светлое будущее не за горами?

Просмотров: 3501


Выпуск:

В «холодной войне» между Федеральной монопольной службой и Минэкономразвития, кажется, ставится точка.

С 1 октября на все госкомпании и естественные монополии неукоснительно распространится 223-й ФЗ, согласно которому систему государственных закупок ждут новые порядки.

И грянул гром
Тот факт, что система государственных закупок требует немедленной модернизации, казалось бы, на протяжении многих лет лежал на поверхности. И даже предпринимались какие-то попытки в этом направлении, хотя и не особо активные. История с закупкой медицинского оборудования, которая в прошлом году обернулась грандиозным федеральным скандалом, расставила всё на свои места.
Напомним, за 2010-2011 гг. в более чем 30 регионах страны были возбуждены так называемые дела «о томографах» - по фактам махинаций в сфере госзакупок медицинского оборудования. Так, на сумму в 7,5 миллиарда рублей были закуплены 170 томографов, и приобретались они по цене, в несколько раз превышающей их стоимость у производителей. Махинации проводились через посредников и фирм-однодневок, причем прибыль посредников могла доходить до 55 миллионов рублей. Так, если производители определяли цену томографа в 16 миллионов рублей, то при покупке эта цена в некоторых случаях достигала 90 миллионов.
Для убедительности можно привести конкретные цифры: за год по этому медицинскому произволу было заведено более 130 уголовных дел, в качестве обвиняемых по ним были привлечены 96 человек, причем все из них – руководители. Более того, в числе этих 96 человек – 32 действующих и бывших министров здравоохранения.
Примерно параллельно с делом «о томографах» развернулся еще один скандал, связанный с нерациональным расходованием средств, на этот раз – в Роснауке. Результаты проверки Счетной палаты показали, что в рамках развития одной из федеральных целевых программ ведомство потратило 527 миллионов рублей на оплату «ненужных и дублирующих друг друга контрактов».
Эти истории прошли по системе госзакупок настоящим взрывом и стали не то что толчком к модернизации, но самым настоящим криком о ее необходимости. Дмитрий Медведев, на тот момент еще будучи Президентом РФ, жестко потребовал усилить меры по борьбе с нарушениями закона в сфере государственных закупок. Экс-президент отметил, что «по данным Контрольного управления Кремля, нецелевые расходы при госзакупках, прямое воровство и откаты составляют не менее 1 трлн. руб. в год».

Прописные и строчные буквы закона
Законодательство о госзакупках впору было бы назвать тайной, покрытой мраком. Реформа системы началась еще в 2005 году, когда был принят ФЗ №94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (в силу он вступил в начале 2006 года, кстати в его разработке принимал участие и Андрей Черногоров). До этого в данной сфере действовали лишь декларативные правовые акты, которые, как показала практика, в плане ограничения произвола госзаказчиков оказались очень несостоятельными. И хотя с 2006 года этот закон менялся 27 раз, сформировался огромный рынок госзакупок, а государство заняло позицию самого крупного и самого платежеспособного заказчика в РФ.
Тем не менее, в ходе исполнения закона на практике, быстро обозначились его несовершенства. Поначалу нарушениями закона сопровождались даже более 80% проведенных закупок. На сегодняшний день эта сумма сократилась не намного.
В 2011 году Министерство экономического развития РФ и Федеральная антимонопольная служба разработали альтернативные варианты совершенствования законодательства в сфере госзакупок РФ. ФАС предложила внести очередные существенные поправки в 94-ФЗ, в то время как Минэкономразвития выдвинуло концепцию проекта нового закона «О федеральной контрактной системе (ФКС)», который должен был прийти на смену 94-ФЗ. Фактически оба предложения хорошо дополнили друг друга, потому как смогли бы регулировать госзакупки на разных этапах. Главной особенностью Закона о ФКС должно стать расширение сферы нормативного регулирования: она должна включить весь цикл закупок – планирование, размещение и исполнение.
Первым шагом к ФКС было принятие ФЗ №223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». В рамках этого закона, с 1 октября 2012 года все госкомпании и естественные монополии должны будут публиковать всю информацию о закупках на официальном портале zakupki.gov.ru. Другими словами, закон обязует заказчиков работать одновременно в двух системах – на официальном сайте и на торговой площадке, где они размещают заказы. Для работы на официальном сайте компании теперь обязательно должны использовать электронную цифровую подпись. Так, сейчас под действие 223-ФЗ попадает более 400 тысяч компаний.
Кроме того, вводится и процедура обязательного публичного обсуждения крупных закупок: они определены в сумму свыше 1 млрд. рублей. Правда, данная система пока находится в стадии становления: ведь только за 2012 год на официальном сайте было опубликовано более 180 крупных закупок свыше установленной суммы. Поэтому механизм общественного обсуждения требует тщательной доработки.

Каков бизнес, таков и лот
Во время финансового кризиса именно госзаказ стал основным стимулятором развития малого бизнеса, потому что именно госзаказы могли спасти малый бизнес от ликвидации. 94-ФЗ определял, что 10-20 % от общего объема заказов должны были быть размещены среди малых предприятий. В июле 2012 года Председатель Правительства Дмитрий Медведев заявил, что обязательную долю малого и среднего бизнеса в государственных закупках можно повысить до 25%: «Установление обязательной доли по линии малого и среднего бизнеса в государственных закупках, которые осуществляются компаниями с государственным участием, равно как и в соответствующих подрядных работах, было бы справедливым, тем более что аналогичные нормы действуют в отношении обычных государственных закупок».
С предложением увеличить минимальную квоту участия малых предприятий в выполнении госзаказа выступила и Торгово-промышленная палата, которая предложила повысить начальную цену контракта с 15 до 30 миллионов рублей.
Как показывает практика, малый и средний бизнес уже занял в сфере госзакупок определенные ниши: по статистике, наиболее успешно развиваются поставки продуктов питания, лекарственных средств, медицинского оборудования, компьютерной техники, а также дорожное строительство и ЖКХ.

Коррупция или прозрачность?
В экономическом юморе прижилась одна грустная, но очень реалистичная фраза: «Не знаю, насколько снизилась коррупция, но квалификация коррупционеров повысилась сильно». В момент разработки и принятия 94-ФЗ коррупция воспринималась как главная проблема госзакупок. Впоследствии этот закон уже стал трактоваться как часть антимонопольного законодательства, и санкции за его нарушение стали доходить вплоть до уголовного наказания. По данным исследования общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса «Опора России», 60% предпринимателей сходятся в том, что госзаказы распределяются чиновниками несправедливо и коррупция все же имеет место быть. Кроме того, по статистике ущерб от коррупции в сфере госзакупок ежегодно составляет более 150 млрд. рублей.
Что греха таить, приведем неутешительные цифры. В прошлом году за счет федерального бюджета руководители ведомств приобрели немало дорогих «игрушек»: МВД заказало два автомобиля, стоимость каждого из которых –
6 млн. рублей; Генпрокуратура приобрела Mercedes-Benz за 5,4 млн. рублей, а Следственный комитет за ту же цену – Audi восьмой модели.
А одна из войсковых частей заказала Mercedec-Benz S 500 L 4Matic за 6 152 257 рублей. Правда, вразрез этим данным можно привести и другие: за последние полтора года в ходе прокурорской проверки на рынке госзакупок было выявлено  более 70 тысяч нарушений законодательства, к ответственности были привлечены более 20 тысяч лиц…
В целях повышения эффективности размещения госзаказа в 2008 году было принято Постановление Правительства РФ №179, где официально была закреплена возможность пользования интернет-сайтами, где осуществляется проведение открытых аукционов в электронной форме. С 1 июля 2010 года федеральные госзаказчики, а с 1 января 2011 года заказчики субъектов РФ и муниципальные заказчики обязаны проводить открытые аукционы в электронной форме. В таких условиях до завершения аукциона неизвестно, кто участвует в торгах. Это нововведение в значительной степени обеспечило конкуренцию и уменьшило возможность коррупции.

«Госзакупки, потрясающие своей наглостью»
Кстати, антикоррупционная деятельность в сфере госзакупок в России в последние годы развернулась активно. Во многом это связано с личностью небезызвестного Алексея Навального – адвоката, блогера, общественного и политического деятеля. Свой проект «РосПил», созданный в декабре 2010 года, Навальный посвятил борьбе со злоупотреблениями в государственных закупках. За это время деятель прославился своими громкими делами, связанными  с банками,  нефтяными компаниями и даже Большим театром. Как сообщает сам Алексей, борьба с коррупцией – его частная инициатива, личный шаг к справедливости. Все основные ответы он не без пафоса дает на сайте «РосПил»: «Зачем все это нужно? Затем, что пенсионеры, врачи, учителя находятся на грани выживания, в то время как жулики у власти покупают очередную виллу, яхту или еще черт знает что.  Это наши деньги. Это нормальное медицинское обслуживание. Это качественное образование. Это дороги, по которым можно ездить. Это чистые улицы. Это возможность всем нам жить лучше». Далее приводится очень впечатляющая сумма заказов, по которым были пресечены нарушения: она составляет более 40 миллиардов при 426 проверенных заказов.


Комментарий
Сергей Жучков, генеральный директор ООО «Департамент по продаже дорожно-строительной техники»:

- Мы участвовали в госзакупках и практически всегда выигрывали. Просто поучаствовать в торгах сейчас может практически любая организация, с внедрением электронных подписей процедуры регистрации и участия значительно упростились. Но очень важно правильно подавать заявку, обращая внимание на буквально каждую запятую. Хотя это не сложнее обычных контрактов. Небольшая специфика есть, да и только. Конечно, участнику необходимо обладать определенным запасом оборотных средств, т.к. оплата всегда осуществляется по факту поставки, также часто требуется обеспечение контракта. Прозрачность проведения аукционов, конечно, значительно повысилась. Но на коррупцию в целом,  я думаю, это мало повлияло.

 

Юлия Обаляева, директор по развитию ЗАО «Сбербанк-АСТ»:
- Наша компания участвует в торгах и сама проводит конкурентные закупки, а с 2013 года мы подпадаем под действие Федерального закона №223, поэтому наши знания и навыки и как участников и как заказчиков мы получаем на собственном опыте. Сложно сказать, каков должен быть процент лотов, предназначенных для малого бизнеса. Законодатель установил планку до 20%, при которой обязанность размещения заказа у МСБ установлена в 15%, но никто не говорит о том, что считать закупкой для малого бизнеса. Если по формальному критерию участника - это не «показательный» показатель, так как проверить данный факт достаточно сложно. На дешевые лоты заявок немного, малому бизнесу это не очень интересно. Видимо, не такой уж он и малый, а вот на дорогие закупки заявки от малого бизнеса есть всегда. Поддерживать с помощью госзаказа МСБ нужно, но не формальной установкой сумм заказа или процентом от бюджета, а возможностью более лояльных финансовых мер, так, например, установление финансового обеспечения в размере не более 2%, сокращение издержек на транзакции, популяризация новых сервисов, объединение участников - все это реальные меры.

 

Галина Ковалева, генеральный директор ООО «Агентство оценки Ковалевой и Компании»:
- Участие в торгах сегодня вполне доступно, особых требований к участникам не предъявляется. Наша компания регулярно участвует в них, и, считаю, это совсем не сложно.  Правда, бывают ситуации, когда в конкурсах или аукционах победить сложно. Причина этому – ценовой демпинг участников, ведь цена предложения играет в данном случае главную роль. Иногда у меня даже складывается впечатление, что между отдельными участниками и государственными заказчиками существуют какой-то сговор: иначе не объяснить ситуации, когда цены между двумя участниками различаются всего в несколько рублей.

 

Сергей Эсальнек, генеральный директор агентства недвижимости «Импульс-К»:
- Проведение аукционов в электронном виде, на мой взгляд, делает их максимально прозрачными. Причем, чем выше уровень аукциона, тем прозрачнее его проведение. Перегибы, я считаю, возможны на местах. Например, мне известны случаи, когда конкурсный управляющий за неделю до проведения торгов сообщал участникам о том, что проводиться они будут не в прямой форме, а в электронном виде. Исходя из своего опыта, могу сказать, что участие в торгах вполне доступно для представителей бизнеса разного уровня и разной направленности. Более того, участвовать в муниципальном аукционе может даже один человек, как физическое лицо. В настоящее время есть реальная возможность узнать о проводимом аукционе из СМИ, и если предприниматель объективно оценивает свои силы, никто и ничто не может запретить ему стать участником аукциона.


Мария Певзнер, исполнительный директор ООО ПКФ «Интегрированные компьютерные системы»:
- Наибольшую пользу для прозрачности госзакупок, на мой взгляд, может нести не инициатива частных лиц, а грамотная политика государства, направленная на законодательное регулирование этой деятельности. Закон должен позволять государственными заказчиками не допускать к работе недобросовестных поставщиков, а предприятиям и организациям полноценно использовать свои права на осуществление коммерческой деятельности. Мы однозначно придерживаемся мнения, что проведение аукционов в электронном виде снижает коррупцию. Я считаю, что работа с государственными заказчиками в некоторой степени дисциплинирует, приучает, в случае успешной работы, нести ответственность за взятые на себя обязательства, тщательно вести документацию и щепетильно относиться к качеству поставляемого товара.

Читайте также:
Рождество — время чудес. А потому даже самые...

Топ зимних мелодрам для тех, кто устал от одиночества
Для регионального бизнеса

В Смоленске в очередной раз искали «точки роста»


Сбербанк сокращает время трансграничных платежей для юридических лиц до 30 минут


Как смолянам быстрее зарегистрировать предприятие и начать бизнес
Комментарии

Оставить комментарий

 
 
 
 
 

Архив

Архив публикаций

Апрель
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

 





Яндекс.Метрика