30.04.2024

Бизнес | Развлечения

Меню: Информация о газете | Реклама | Скачать прайс-лист | Контакты | Обратная связь | Поиск в статьях
 ГОСТЬ НОМЕРА

Александр Мишуров: «По мне ходили танки!»

Просмотров: 3424

Автор: Анна Лутченкова
Выпуск:

Накануне Дня защитника Отечества мы традиционно вспоминаем тех, кто в тяжелые военные годы встал на защиту страны и ушел на фронт.

Ветерану Великой Отечественной - жителю Смоленска Александру Мишурову сегодня 87... Несмотря на солидный возраст, Александр Демьянович - не сторонник покоя. По вечерам любит прогуливаться с супругой по смоленским улицам, а раз в месяц они отправляются на танцы в клуб «Калинушка» в Дом культуры железнодорожников. И, глядя на него, никогда не скажешь, что большую часть жизни ветеран живет с протезом. Ноги он лишился, когда ему не было еще и двадцати. Казалось бы, такое испытание может согнуть любой характер. Но желание жить помогло Александру Демьяновичу приспособиться к обстоятельствам и преодолеть их. «Если бы у меня в то далёкое время оказался такой протез, как сейчас, – лёгкий, удобный, то, конечно же, не усидел бы «на гражданке» и отправился бы опять на фронт, - говорит Александр Демьянович. - Спасибо     сотрудникам частного смоленского предприятия, дай бог им здоровья, что впервые за 60 лет протезирования чувствую себя на «своих двоих». И даже танцую...».
- Александр Демьянович, а где вас застала война?
- 22 июня 41-го года я встретил в Барнауле, куда был направлен после окончания ремесленного училища. Мы с товарищами пошли в райвоенкомат добровольцами. И были направлены в Бийск в Мичуринское военное училище. После обучения нам присвоили звание младшего лейтенанта и направили на фронт, на Украину. Меня назначили командиром штурмовой инженерной саперной роты. А задания были одни и те же изо дня в день: как штурмовики мы должны были идти впереди, а за нами - пехота. Мы расчищали путь: поля разминировали. Бывает, найдёшь мину – а она начинена винтиками и болтиками. И радиус поражения такой взрывчатки до 50-60 метров. Я как командир всегда старался идти первым, а уже солдаты шли за мной...
- Помните кого-то из сослуживцев?
- Сразу же вспоминается один парнишка. Ему лет 13 тогда исполнилось, и он уже отличным связистом был! Такой проворный. Бывало, пойдёт на разведку – и обязательно найдёт, где расположены вражеские части, штаб, где дежурные посты и охрана. И сапёры уже знали, в каком направлении им идти и взрывать...
Страшное дело эти зачистки. Гибель людей ужасна! Но когда видишь, как убивают твоих товарищей и как разоряют захваченные земли, с такой злобой идешь на врага! За всех наших родственников, земляков!
Но, бывало, приводят наши разведчики их солдата, взятого в плен. Завязывается через переводчика разговор.
«И вас командир посылает, и нас посылает. Мне не хочется, а я иду. У самого дома двое детишек», - говорит немец.
И понимаешь – ну что с него взять? И, вроде, лично к нему никакой злобы нет. Но уже если попадутся из командующего состава – с теми занимались по-настоящему бывшие сотрудники КГБ. Там мы уже не присутствовали.
- Какое задание оказалось наиболее опасным?
- Наверное то, после которого был награжден орденом Красной Звезды. Нам была поставлена задача: подорвать засаду противника, чтобы могли пройти наши машины, танки, «Катюши». В тот момент вражеские снайперы нас заметили. Они пытались в первую очередь вывести из строя командира. И так вышло, что несколько рот остались без командиров. Тогда я принял командование всем саперным батальоном. Хотя сам в тот момент был уже ранен в руку. Подоспело подкрепление. Прилетел генерал, спрашивает: «Где ваш командир?» Солдаты указывают на меня. «Вы только один? -удивляется он. - На весь батальон?» И сразу же присвоил звание лейтенанта и наградил орденом Красной Звезды. Так я в 19 лет получил звание лейтенанта. Ну а орден выдали уже в госпитале.
- Вы упомянули о «Катюше». Какое впечатление производила эта боевая машина?
- «Катюша», конечно же, производила очень сильное впечатление. Это было настоящее оружие на тот период: мощное и устрашающее. И враги боялись, и наши солдаты вздрагивали, когда запускались ракеты. Возможно, наша техника была сделана не так красиво и ладно, как немецкая, но броня была у нас стальная. Не пробивная. И если где на фронте наши «Катюши» поработают – всем машинам и пулемётам уже делать нечего. Но видел эту машину всего пару раз.
Больше не довелось. Был серьезно ранен, и это, третье ранение оказалось роковым.    Помню, пошли на очередную зачистку. И вдруг как будто срезало меня, упал. Засыпало землёй. Так и остался там лежать какое-то время. По мне даже танки ходили. Думал, уже всё, не выживу. Но чувствую – вытаскивают! Меня отыскала медицинская собака. Очнулся я уже в медсанбате. Смотрю – врачи кругом. Режут мою ногу. У вас газовая гангрена, говорят. После ампутации, когда отходил от наркоза, часто просыпался и кричал, командовал в палате: «Вперёд!»
- После госпиталя вы вернулись в Смоленск?
- Да. Причём с новой специальностью – бухгалтер. В госпитале были организованы курсы по бухгалтерскому делу. Мне довольно-таки легко удалось освоить новую профессию. Когда уже шёл на поправку, пришёл приказ из военкомата: «Направить лейтенанта Мишурова в Смоленский райвоенкомат по месту жительства». Я возвращаюсь в Смоленск. 1944 год. Город в руинах. Здание вокзала полуразрушено. Ни трамваев, ни автобусов. Отметившись, оформив все бумаги, решил съездить в Червоново к отцу и дедушке. Попутка подбросила. И в сторону Русилово уже пешочком отправился. Чуть прихрамываю – протез тогда был тяжеленный, крепился через плечо ремнем. Но освоился – даже трость была не нужна. Вижу – телега вдалеке. Сразу сердце замерло: «Отец». И стою около озера, поджидаю. Отец задумчиво так смотрит вперёд. И мимо проезжает. Не признал. (Ему ж сообщили, что сын без ноги, вот он и думал, что на костылях буду. Все вздыхал: «Эх, когда ж мой сын приедет...») А по дороге соседка шла. Машет отцу моему и кричит: «Демьян Николаевич! Шурка твой вон стоит!»
Так и встретились.
- Александр Демьянович, вы помните, какие чувства испытали, когда услышали, что День победы настал?
- Этого не забыть никогда. Я в то время командовал штабом гражданской обороны строительной организации железной дороги и мясокомбината. Жил рядом с нынешним Домом быта «Гамаюн». Тем майским днем шёл как всегда пешком на работу через Блонье. При себе в кобуре пистолет. И когда услышал про победу, не мог сдержать радости. Пока дошёл до работы, всю обойму извёл, стреляя вверх. И слёзы на глазах.

Справка «АиФ»
Александр Мишуров. Родился в деревне Перекладово Краснинского района в 1924 году.  Окончил Мичуринское военное училище. Отправился на фронт в звании младшего лейтенанта. С 1944 года - начальник штаба гражданской обороны строительной организации железной дороги и мясокомбината. Затем работал бухгалтером в бухгалтерии общепита, директором столовой мебельной фирмы «Днепр», директором комбината общественного питания. В 1991 году вышел на пенсию.
Награды: орден Красной Звезды, орден Великой Отечественной войны, орден Ленина, медаль за победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-45 гг.», медаль Георгия Жукова, медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-45 гг.».

 





Яндекс.Метрика