07.05.2024

Бизнес | Развлечения

Меню: Информация о газете | Реклама | Скачать прайс-лист | Контакты | Обратная связь | Поиск в статьях
 ГОСТЬ НОМЕРА

Вячеслав и Вера Самарины: «Мы эхо друг друга»

Просмотров: 4985

Автор: Анна Лутченкова
Выпуск:

8 июля в России отмечается праздник «День любви, семьи и верности», или, как его ещё в шутку называют - русский аналог Дня влюбленных.

Только у этого праздника более глубокий смысл, ведь мало только по-настоящему полюбить, главное - уметь сохранить это чувство и пронести через года. И дата  выбрана неспроста - 8 июля отмечается День покровителей супружеской жизни святых Петра и Февронии.

Порой кажется, что в современном мире другие приоритеты, а настоящая любовь и семья становятся неким дополнением. Но как многого удаётся достичь в жизни людям, которые нашли свою «вторую половинку»! Надёжность и верность бесценны, также как и настоящая любовь. И лучший показатель - испытание временем. Такое испытание прошли смоленские художники Вячеслав и Вера Самарины. Почти полвека они вместе. Вырастили сына, радуются внуку. Казалось бы, их объединяет общий интерес, у них столько общего, но в то же время сколько разного в них! Он рисует маслом на больших холстах, она предпочитает графику и любит цветные карандаши. Он создаёт полотна, она – серии графических работ на небольших листах. И как точно они назвали одну из своих совместных выставок - «Мы эхо друг друга»! В этом, наверное, и есть формула их любви и долгой совместной жизни.

Вместе со студенческих лет
- Всё началось с того, что мы учились вместе на художественно-графическом факультете в Москве, - рассказывает Вера Евгеньевна. - А в то время существовало такое понятие как «распределение». Окончил институт – отправили по распределению работать. И нас со Славой распределили в Смоленск, чтобы мы создали здесь художественно-графический факультет.
Так они стали работать в Смоленске. На тот момент в городе ещё только формировался педагогический институт. С тех пор и по сей день Вера Самарина преподаёт на художественно-графическом факультете. И параллельно уделяет время семье и творчеству. Улыбаясь, она так и говорит:
- Графика - искусство более тихое, более камерное. Оно поэтому женщине удобней. Я беру листочек и могу, не отходя от плиты, присесть и нарисовать что-то.
Картины и полотна, которые создаёт её муж, требуют полной отдачи. А чтобы не отнимать время от работы и семьи, Вера Евгеньевна предпочитает серии графических рисунков. Вот, например, серия «Хлеб». На одной картине это хлеб на расшитом рушнике, на другой - поминальный хлеб и рядом чьё-то фото. Получается своеобразная художественная раскадровка на определенную тему. В двухметровой картине можно сказать очень много, а в графическом листочке много не скажешь. Поэтому делается целая серия. Иногда это определенная задумка, а порой что-то спонтанное.

«Уходящая деревня»
В советское время Самарины много путешествовали по стране и по области. В одной из деревень они как-то зашли в дом. Печь на полкухни, деревянная мебель. А в самом «сердце» комнаты на стене большая синяя рамка. Под стеклом было множество маленьких пожелтевших от времени фотографий. И чего там только не было: и свадьба, и похороны, и проводы в армию, и встреча друзей... Целая жизнь в одной фотографии. Вере Самариной это так врезалось в память, что захотелось сделать серию графических работ о войне «Память». А задумка другой серии работ возникла, когда супруги ехали через Пржевальское, мимо заброшенных сельских домов. Вот стоит черный-черный бревенчатый дом, рядом яблоня, три яблока на ветке. И никому ничего не нужно - ни этот домик, ни сад. Так появилась серия на тему «Уходящая деревня».
По-своему эта тема нашла отклик в творчестве Вячеслава Фёдоровича в его знаменитой картине «Рядовой Мухин». Как-то раз он заехал в одну из деревенек в Смоленской области - шесть дворов всего осталось. Радушные хозяева пригласили художника в гости. Он остался на несколько дней. И вот художник обратил внимание, что все в доме постоянно говорят о каком-то Мишке, то ссылаясь на его слова, то упоминая, как что-то делает он. Но никого с таким именем не было. Каково же было удивление Вячеслава, когда он понял, что с этим Мишкой дочь хозяина всего-то успела пожить после свадьбы до войны пару месяцев. После военных лет прошло столько времени, а они о человеке говорили как о живом, будто тот покурить вышел.
- Это в городе время мимолётно, - вспоминает ту семью Вячеслав Федорович. - А для них эта война как вчера была. И этот Мишка для них живее всех живых. Удивительное свойство цепкой памяти. И именно это я попытался передать в картине «Рядовой Мухин», которую писал шесть лет и столько же не мог показать.
Когда же она всё-таки была показана на выставке, один академик по поводу этой картины сказал следующее:  «Здесь всё мёртвое - человек, ребёнок, животные и даже огонь. Есть, товарищи,  предложения?» Предложений не было, ни одна рука не поднялась. Самарин шёл по Крымской набережной и ощущал себя врагом народа. «Какую же я сделал гадость, - думал он, - что её нельзя никому показать!» Потом, как оказалось, это мотивировали так: «Картина портит вкус советского народа».
- Представляете?.. Всего народа! - спустя многие годы после этого случая говорит с улыбкой живописец. - А ведь сейчас целыми днями по телевизору портят вкус, и ничего. У кого нет вкуса, то его и не будет, а если есть - его испортить очень трудно.
Со временем картина, конечно же, поучила признание. Ведь там тоже заложен на самом деле смысл «умирающей деревни». Когда в наши дни Самарины едут по трассе и вдоль обочин мелькают опустевшие деревни, Вячеслав Федорович ощущает, будто он пережил собственную родину.
- Ну, как такое может быть? - говорит он. - Война закончилось, но эти пустые дома - это тоже продолжение той войны. И в каждом доме заколоченном вижу, как живёт свой Мухин...

Главное в  жизни
У Вячеслава Самарина целый ряд картин на военную тематику. Но много и живописных пейзажей тех мест, где ему довелось побывать. И, конечно же, есть картины, посвященные самому дорогому для него - семье. Когда художник слышит слово «родина», то в его воображении появляется лицо его матери. Он видит ее такой, какой и запечатлел на картине «Моя мама». Это то, что остаётся самым главным и неизменным в жизни. Другая картина называется очень просто и кратко, но в то же время так тепло: «Мои». Любимая супруга, сын. Рядом - забежали в комнату и застыли на картине лайки. Вот оно, самое сокровенное для художника. То, что долгие годы вдохновляет его и поддерживает.
О своих картинах Самарины на открытии одной из выставок сказали, что им хочется, чтобы их произведения были не только эхом друг друга, но и эхом между людьми. Вячеслав Фёдорович уверен, что один из секретов взаимопонимания заключается в том, что надо думать, что говоришь людям и как поступаешь. Ведь это всё потом эхом вернётся к тебе. И если испытываешь искренние чувства, то даже через годы любовь, словно эхо из юности, будет возвращаться к семье.

 





Яндекс.Метрика