01.05.2024

Бизнес | Развлечения

Меню: Информация о газете | Реклама | Скачать прайс-лист | Контакты | Обратная связь | Поиск в статьях
 ГОСТЬ НОМЕРА

Игорь Капитонов: «Пишу иконы, как велит сердце»

Просмотров: 4752

Автор: Виктория Самуйленкова
Выпуск:

В творческой мастерской Игоря Капитонова все лежит на своих местах. Краски, кисти, мольберты - необходимый реквизит художника. Но Игорь не обычный художник - он пишет иконы.


В этом году молодой человек заканчивает Смоленское межъепархиальное духовное училище и станет дипломированным иконописцем. Правда, в занятии таким ответственным делом, считает он, образование второстепенно. Главное - призвание.
 
Судьбоносная встреча
- Игорь, как возникло желание писать иконы?
- Желание возникло давно, но поначалу оно было очень неуверенным. Ведь до поступления в училище у меня не было никакого, даже начального, художественного образования. Я получил рабочую специальность в Рославле и ушел служить в армию. Именно там я по-настоящему поверил в Бога. После службы некоторое время работал в Москве, и однажды мне на глаза попался журнал с объявлениями, в которых различные мастерские приглашали учиться иконописи. Но я в это не очень верил, потому что организаторы курсов обещали научить этому делу едва ли не за три месяца. Потом решил просто погулять по Москве в надежде найти какую-нибудь мастерскую. Зашел в храм Христа Спасителя и увидел там девушку, которая писала икону. Познакомился с ней, сказал, что тоже хочу быть иконописцем. Девушка оказалась очень приветливой, рассказала, что учится в Троице-Сергиевой лавре. Через какое-то время и я решился: приехал в лавру, нашел мастерскую, где занимались иконописцы. Они писали иконостас для лондонского православного храма. Я был под огромным впечатлением. И в тот момент окончательно решил: буду иконописцем.
- То есть вы решили поступать в Троице-Сергиеву лавру?
- Изначально я так и планировал, но не все оказалось так просто. Чтобы поступать туда, мне необходимо было благословение нашего митрополита. Поговорил с рославльским священником отцом Андреем (сам я родом оттуда), мы отправились в Смоленск к тогда еще  митрополиту Кириллу. Застав его прямо в алтаре, спросили благословения. Но он ответил, что в Смоленске есть своя иконописная школа и что я должен учиться там. Собственно, так я и сделал. Но в лавру езжу постоянно, на каникулах, смотрю, как работают иконописцы, общаюсь и учусь у них.
 
Призвание свыше
- Рисовать начали давно?
- Рисовать я начал еще в школе: учиться не любил, а вот рисовать - да. У меня даже, помню, была одна большая общая тетрадь с моими художествами. А иконы пробовал писать еще до поступления, но это было как-то по наитию. Училище тем хорошо, что здесь есть много времени для того, чтобы отрабатывать практические навыки. Писать для храма - ответственная работа, требующая серьезности и достойного исполнения, потому что понимаешь, что на твою икону будут молиться люди. Каждый раз, когда я вижу перед собой абсолютно белую доску, могу часами сидеть перед ней и не сделать ни одного штриха. Всегда кажется, что я недостоин этого занятия, что я ничего не знаю и не умею. Но так, наверно, и должно быть. Я уверен, для иконописания, конечно, необходимы какие-то знания и навыки, но есть и какая-то божественная сила, которая помогает работать. Ведь бывает, приходят сюда люди, имеющие хорошее светское образование, но иконы писать не могут - не получается у них. А иногда появляются те, кто никогда не держал в руках карандаш, и вдруг начинают делать сразу фантастические вещи. Наверное, должно быть призвание свыше.
- Вы пишете исключительно копии или вносите что-то свое?
- Четких правил по написанию иконы не существует; все знаменитые иконописцы тем и знамениты, что делали так, как им подсказывало сердце. Тот же Андрей Рублев: писал, как видел, и выражал в иконах свое видение. Процесс написания иконы - как исповедь: он отображает то, как человек чувствует и понимает образ святого, его веру. Сейчас в русской иконописи есть два направления: одни считают, что икона должна быть исключительно списана с древнего образца, то есть со старой иконы, другие говорят, что она должна развиваться. На самом деле с ранних веков христианства икона «развивалась» и от этого только обогащалась и становилась лучше. А копирование к такому процессу не приводит. Я отношусь скорее ко второму направлению.
 
Несколько шагов
- Расскажите, над чем сейчас работаете?
- Тружусь над своей дипломной работой, которую потом планируется отдать в рославльский храм. До начала работы пришлось более года много чего изучать. Процесс осложняется еще и тем, что перед написанием нужно подготовить материалы. Например, найти подходящую доску, правильно высушенную и оформленную, что очень сложно. Потом делаю наброски на бумаге. Чтобы икона производила правильное впечатление, необходимо над ней много работать: делать эскизы, выкраски и так далее. Наношу рисунок на доску и приступаю к росписи красками. Пишутся иконы натуральным пигментом - это дробленые минералы в виде порошка. Я их сначала высыпаю на стекло, добавляю туда воду и растираю до состояния очень тонкой пасты - чтобы не было камешков и крупиц. Порошки бывают разного цвета, многие из них из полудрагоценных камней, притом некоторые очень ядовитые. Самое интересное в этом процессе - золочение. Оно делается с помощью сусального золота - настоящего золота, которое расковывается вручную. Работа с ним требует необыкновенного внимания, потому что оно очень тонкое и может просто улететь от любого резкого движения. Вообще, надо сказать, что все материалы, которые используются в иконописи, проверены тысячелетиями.
- Как вы думаете, икона должна быть многоцветной или бледной?
- В иконе не должно быть много ярких красок. И в том, что используется минимум цвета, есть свои плюсы. Все-таки у иконы определенные задачи, она не должна отвлекать от молитвы. Это рекламный щит должен привлекать внимание, а икона должна его концентрировать. Хотя я не люблю и серые иконы; нужно выбирать золотую середину и соблюдать сдержанность. Церковное искусство всегда было церковным знаменем. Это - один из элементов, которые привлекают людей в храм. Ведь первое, что видит человек, когда  приходит в храм, это иконы. А в наше время в храмах часто возникает ощущение пустоты: они стоят побеленные, и это ни к чему хорошему не приводит. Люди не видят наполненности, нет ощущения того, что тебя окружают древние образа. А именно благодаря им чувствуешь, что не один, чувствуешь всю полноту церкви и по-другому воспринимаешь православие.

Досье
Игорь Капитонов родился 21 мая 1987 года в Рославле. Там же окончил школу. Служил в армии на Урале. В 2008 году поступил в Смоленское межъепархиальное духовное училище на отделение иконописи. С 2010 года участвует в выставках училища «Свет мира». Не женат.


 





Яндекс.Метрика