25.04.2024

Бизнес | Развлечения

Меню: Информация о газете | Реклама | Скачать прайс-лист | Контакты | Обратная связь | Поиск в статьях
 300 лет Смоленской губернии

Загадки потерянного памятника

Просмотров: 5413

Автор: Иван Блинов
Выпуск:

Корреспонденты "АиФ" разыскали заброшенный обелиск, возведенный в честь первой победы русских войск над французами.

Корреспонденты "АиФ" разыскали заброшенный обелиск, возведенный в честь первой победы русских войск над французами.

Предыстория

Полвека назад в Министерство культуры РСФСР от одного из последних жителей села Иньково, что километрах в 60-ти от Смоленска, пришло письмо. Яков Шляхтин - так звали автора письма - сообщал, что около его деревни есть памятник, установленный еще в царское время на месте сражения казачьего войска генерала Матвея Платова с французами в Отечественную войну 1812 года. Обелиск тут же был взят под государственную охрану. Правда, охранять особо было нечего. Специально созданная и выехавшая на место комиссия установила, что "памятник имеет значительные утраты первоначальных форм", отсутствуют "завершение в виде двуглавого орла", медная мемориальная доска и ограда из металлической цепи. Вскоре из министерства начальнику управления культуры Смоленского облисполкома пришло указание: "учитывая, что в 1962 году будет отмечаться историческая дата - 150-летие Отечественной войны 1812 года", в срочном порядке обратить внимание на этот монумент.

Реставрацию обелиска провели в юбилейный год. Памятник полностью разобрали и собрали - уже восстановленным. Увеличили площадь огороженного цепями участка, повесили сами цепи, к монументу прикрепили новую табличку, а на его вершину установили заново изготовленного орла (это в советское-то время!). Все работы обошлись тогда почти в две с половиной тысячи советских рублей.
В последующие десятилетия о памятнике вновь благополучно забыли. За прошедшее с 1962 года время он упоминался лишь дважды: в специально изданной к 150-летию Отечественной войны 1812 года брошюре да в своде архитектурных памятников Смоленской области. Оба этих документа широкой публики почти неизвестны.
Мы отправились на поиски потерянного памятника.

Край непуганых аистов

Деревня Иньково до сих пор значится на некоторых современных картах Смоленской области, как и десятки давно несуществующих населенных пунктов. Исчезли не только они, но и многие значащиеся только на картах дороги. В одном из недавно изданных атласов области путь к селу Иньково полностью повторяет дорогу военной карты XIX века - ее мы разыскали в архиве. Впрочем, узнать об этом нам суждено было только на месте.
К месту, где находилось село, доехать можно с дороги, ведущей на Демидов, и с Витебского шоссе. Мы выбрали последнее - так показалось короче. Незадолго до Рудни - поворот, километров десять асфальтовых дорог вперемежку с грунтовками, съезд в поле, ведущий к несуществующей деревне Баталино, когда-то граничившей с Иньково. И - непреодолимая для машины преграда - разобранный бетонный мостик через ручей. Его, как мы выяснили позже, разобрали специально - чтобы браконьеры не ездили в леса по своим браконьерским делам. Поехав назад, встретили тракториста, который обнадежил: возможно, в Иньково удастся попасть через Молево.
Сделав круг через деревню Молево, опять выехали в поле. Там встретились два комбайна, ворошивших сено, и десятки бродивших вокруг них аистов в поисках какой-то живности. Комбайнеры удивились нам не меньше, чем мы - стае непуганых аистов.
- Куда-куда? В Иньково? - переспросил один из них, заглушив двигатель. - Вы тут не проедете. Дорога давно заросла, да и мостов через ручьи там нет. Идите пешком вдоль высоковольтной линии - тут километра три.
Дальше была трава выше машины и здоровые кузнечики на лобовом стекле, удары валунов в днище, почти непроходимый бурьян и два часа безуспешных поисков памятника в сопровождении туч оводов и слепней, от укусов которых не спасало даже пальто, случайно оказавшееся в багажнике.

Без орла

Отступать не хотелось: быть так рядом с целью и не достичь... Приняли решение - найти в близлежащих деревнях сталкера, который мог бы отвести нас к памятнику. Сталкером суждено было стать ехавшему навстречу мотоциклисту Роме.
- Что вам всем этот памятник дался? - поначалу недружелюбно отозвался он на нашу просьбу. - Ездят тут, постоянно про него спрашивают... Вы, случайно, не браконьеры?
- Нет, журналисты мы... 200-летие Отечественной войны 1812 года скоро. Ищем материал.
Поддавшись на уговоры, Рома поехал впереди нас. И опять - трава, камни, бурьян и оводы. Оказалось, в первый раз мы не дошли до памятника полкилометра. Путь к нему лежал через заброшенное кладбище и речку-болото непонятной глубины. "Всего лишь почти по пояс", - пробормотали мы, переходя вброд и не отрывая глаз от памятника, видневшегося на вершине холма.
Газонная трава, посаженная на площадке перед монументом, за прошедшие полвека мутировала и почти скрыла под собой ограждение. Вместо орла - обыкновенный крест, таблички нет. На граните - выбоины от ружейных пуль на кабана. На постаменте - пустая бутылка из-под коньяка "Наполеон" и россыпь монет - еще советских копеек и основательно поржавевших российских рублей. Да уж, визитерами памятник неизбалован.
Порассуждав о том, надо ли восстанавливать монумент к очередной юбилейной дате, мы двинулись в обратный путь.

Забытая победа

Так, собственно, в честь какого именно события войны 1812 года воздвигнут забытый ныне памятник? Вот что мы выяснили, провозившись в архивах и сравнивая воспоминания очевидцев, исследования историков и старинные карты.
Спустя три дня после соединения армий Барклая-де-Толли и Багратиона в Смоленске, 25 июля (по старому стилю) состоялся военный совет с участием цесаревича Константина Павловича. Совет принял решение атаковать французские войска, подступившие к Рудне. Обе русские армии вышли в поход на следующий день. Вечером того же дня все передвижения войск были остановлены из-за вероятности наступления неприятеля на Смоленск из Поречья. Однако казачьи полки под командованием генерала Матвея Платова приказ по какой-то причине не получили, и утром 27 июля продолжили марш на Рудню. Близ села Иньково авангард казачьего войска обратил в бегство два полка французских гусар. Основное же сражение произошло между выдвинувшейся на помощь гусарам из Рудни дивизией Себастьяни и подошедшими полками Платова. О его итоге можно судить по тексту ныне утраченной таблички с памятника: "Известие из армии от 27 июля 1812 года. Генерал от кавалерии Платов доносит главнокомандующему армиями, что при Инькове сбил неприятельские форпосты и, по прогнании оных на некоторое расстояние, неприятель стал их сильно подкреплять, так что из сей перестрелки началось кавалерийское дело, и неприятель в оном совершенно разбит; взято в плен 1 полковник, несколько офицеров и до 500 рядовых, и все полки неприятельские, бывшие в сем деле, весьма потерпели".
Сам памятник был установлен в ходе празднования 100-летия Отечественной войны 1812 года на средства Поречской земской управы. Кстати, в середине XX века неподалеку от обелиска еще сохранялись остатки земляных укреплений русских войск - "редкие памятники фортификационного искусства 1812 года". В районе бывшего села Иньково есть и археологические памятники - древнее городище и 12 курганов.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Уважаемые читатели! Вы можете высказаться по поводу необходимости реставрации монумента в честь первой победы русских войск над французами на сайте www.gorodnews.ru.

Автор благодарит сотрудников Государственного архива Смоленской области и лично Ирину Лышковскую за помощь в подготовке статьи




   

 





Яндекс.Метрика