15.12.2025

Бизнес | Развлечения

Меню: Информация о газете | Скачать прайс-лист | Контакты | Обратная связь | Поиск по статьям

Пингвины с острова Смоленск

 Вокруг города
Как остаться смолянином даже на Южном полюсе и каким видят наш город голливудские режиссеры.

Автор: Анастасия Голикова Выпуск: Просмотров: 1896

Большинству смолян, конечно же, известно, что Смоленск - город с богатой и славной историей. Настолько славной, что в его честь называют столичные улицы и станции метро... и даже атомную подводную лодку. Но мало кто знает о том, что несколько десятков гектаров смоленской земли можно найти и недалеко от берегов Антарктиды! И даже заморские сценаристы не чураются переносить место действия своих персонажей на родину Глинки, Булгакова и Гагарина. Правда, стоит признать, что в подобных проектах наш город выглядит несколько странно… Но обо всем по порядку.

Львы и пингвины
Примерно в сотне километров от берегов Антарктиды (если двигаться от этого южного, но негостеприимного континента в сторону Южной Америки) расположилась группа островов, получивших название Южные Шетландские острова. Один из самых больших островов этого архипелага в большинстве стран мира называют Ливингстон, однако второе его название… Смоленск.

Впрочем, едва ли не все острова этого южного архипелага могут похвастаться двойными названиями. Дело было так. В 1819 году островами заинтересовался английский капитан Уильям Смит, который, возможно, никогда и не узнал бы о «новых» Шетландских островах, если бы волею судьбы не сбился с намеченного курса и не заметил в подзорную трубу неведомую досель землю. Считается, что внимание Смита на горизонте привлек мыс Уильямс Пойнт - часть будущего острова Смоленск.

Однако заниматься описанием находки капитану было некогда: задачей первостепенной важности для него было как можно скорее доставить томящийся в трюмах груз в пункт назначения. Что, впрочем, совсем не помешало другим морякам вскоре развить на новооткрытых островах тюлений промысел. Так что, когда в 1821 году к берегам безымянных островов причалил корабль российского мореплавателя Фаддея Беллинсгаузена, охотников на тюленей здесь было едва ли не больше, чем самой добычи. Несмотря на это, Фаддей Фаддеевич вплотную занялся изучением и описанием самых крупных островов Южного Шетландского архипелага. И, разумеется, прежде всего островам нужно было дать подходящие названия! Беллинсгаузен назвал их, памятуя о событиях Отечественной войны 1812 года и прочих наполеоновских войн. Так неподалеку от Южного полюса появились Бородино, Ватерлоо, Малый Ярославец и, как нам уже известно, Смоленск.

И тут-то, видимо, англичанам стало обидно, что они, фактически первооткрыватели архипелага, не догадались оперативно придумать названия островам. Досадная оплошность спешно была исправлена, и все входящие в состав Южного Шетландского архипелага острова вскоре получили иностранные названия. Так Смоленск превратился в Ливингстон, а  русские названия островов с тех пор принято упоминать лишь в скобках.

Итак, Смоленск, протянувшийся на 73 километра в длину и почти 34 километра в ширину. Больше девяноста процентов территории острова покрыто ледниками, которые порою принимают необыкновенные и даже откровенно причудливые формы. Например, ледяной массив в районе гор Тангра вот уже много лет называют не иначе как Сфинкс. Видимо, кто-то из антарктических исследователей разглядел в линиях ледника загадочное древнее мифическое существо. Ото льда свободен лишь небольшой участок суши площадью примерно 80 квадратных километров на юго-востоке острова.

Погода в антарктическом Смоленске заметно отличается от привычного нам климата: самый теплый месяц здесь - это февраль (воздух прогревается аж до +1,3 ?0С), а самый холодный - август (сильным морозом считается температура -7 ?0С). Население тоже сильно отличается от населения нашего областного центра; основными жителями островного Смоленска являются пингвины (разновидности чинстрап и генту), капские голубки, альбатросы, морские львы, слоны и тюлени.

А еще именно на Смоленске была построена первая православная часовня архипелага; часовня святого Ивана Рильского располагается на территории полярной болгарской станции.

Смоленск-Минск-Шминск
Но не только отечественные первооткрыватели оказались неравнодушными к прославленному городу-герою; заграничные кинопроизводители тоже нет-нет да и вспомнят про небольшой русский город Смоленск. Правда, то, как этот город выглядит в реальности, сценаристы и режиссеры, судя по всему, представляют весьма приблизительно (если представляют вообще). И потому Смоленск в голливудских «шедеврах» зачастую выглядит весьма странно. Точнее - комично.

Взять, к примеру, картину 2008 года с забавным названием «Напряги извилины» и звездным составом (в фильме «засветились» Дуэйн (Скала) Джонсон, Энн Хэтэуэй и Стив Карелл). В погоне за одним из основных злодеев картины (русским, само собой) главные герои - секретные агенты - оказываются в России и попадают под Смоленск. Правда, в мире Питера Сигала Смоленск отчего-то находится в окружении дремучих лесов и... гор. Да и городские улицы экранного Смоленска реальный город с более чем тысячелетней историей напоминают мало: вместо величественного Успенского собора - неопознанный белый монастырь, вместо панельных новостроек и памятников архитектуры - неопрятного вида одно- и двухэтажные домики, по виду больше напоминающие бараки, а к «газолиновой заправке» ведет разбитая земляная колея (с хорошим асфальтовым покрытием у нас в городе, конечно, есть определенные проблемы, но не до такой же степени!). О том, что герои находятся именно в областном центре, а не в каком-нибудь поселке городского типа, красноречиво свидетельствует меню местного ресторана «Минск Шминск», украшенное гербом города-героя (который создатели фильма даже не сумели правильно воспроизвести). Так что капля голливудской «клюквы» долетела и до нашего славного города-героя.

Впрочем, на этом кинокарьера Смоленска не заканчивается: город сумел «засветиться», пожалуй, в самой популярной шпионской саге всех времен - приключениях и злоключениях агента 007. В картине «Золотой глаз», вышедшей на экраны в 1995 году, Джеймс Бонд (тогда еще с лицом Пирса Броснана) боролся с задумавшим недоброе русским генералом. И делал это под соответствующий саундтрек: одна из музыкальных композиций, прозвучавших в картине, называется «Our Lady Of Smolensk» («Наша смоленская леди» то есть). При чем здесь смолянки и почему песня посвящается именно им - тайна, покрытая мраком; короткая музыкальная композиция без каких-либо слов ясности в этот вопрос, увы, не вносит.

Вместо P.S.
И напоследок. Не так давно, перечитывая старый номер журнала Maxim, я натолкнулась на юбилейное интервью небезызвестного «Квартета И». И обнаружила в нем вот такое чисто мужское рассуждение о носках.

«Так вот, для меня носки вообще обозначили поворотный момент в жизни. Помню, двенадцать лет назад в супермаркете на кассе висят предметы первой необходимости: бритвы, презервативы, жвачка и носки «Пьер Кардин». Нет, сейчас-то я знаю, что он Пьер Карден, но тогда-то он был Кардин... Так вот, стоил он, ну, в смысле они, 450 рублей. Носки. Просто носки... Я стою и думаю: носки - их же вообще никто не видит! Это же не ботинки, не рубашка... Но я вдруг почему-то понял, что сейчас выбираю не между Пьером Кардином и носками смоленского производства - я выбираю образ жизни... В том числе и «Квартета И». Потому что именно тогда я понял, что отныне хочу носить только такие носки. А для этого надо что-то делать: спектакли новые ставить, фильмы снимать, работать. А мог бы так и остаться... по ту сторону носков».

«О, я понял! Сегодня, в день своего двадцатилетия, мы говорим слова горячей благодарности... Мы говорим спасибо фабрике из Смоленска, которая когда-то на всю жизнь напугала нас своими носками».
Вот как оно, оказывается,  бывает...

Комментарии

Оставить комментарий

 
 
 
 
 

 





Яндекс.Метрика