Соловьева переправа: "Над костями что-то шепчут камыши…"
Просмотров: 4731
Автор: Галина Гаврилова
Выпуск:
За две недели июля 1941 года, в течение которых части нашей армии удерживали Соловьеву переправу, погибло более ста тысяч человек.
"...Переправа на войне не просто брод.
Сотня метров под огнём и берег тот.
Берег рядом, берег рядом, а по нам свинцовым градом.
И не каждый с лодки на берег сойдёт.
В предрассветной затуманенной тиши ветерочек растекается во ржи,
А поодаль в иле, в тине тлеют косточки доныне…
И над ними что-то шепчут камыши...".
Это строки из песни
Александра Якуненкова,
который и нашел останки солдата Петрова.
В конце июля у Соловьёвой переправы состоялось торжественное захоронение останков солдат, найденных смоленскими поисковыми отрядами. Всего было захоронено 62 солдата и только личности пяти из них по тем или иным признакам были установлены. У кого–то на медальоне можно было прочесть часть фамилии; у кого-то читались и имя и фамилия и даже название населенного пункта, где солдат жил до того, как его призвали в армию (например, деревня Петрово в Костромской области). А началось все с солдатской фляжки, найденной недалеко от Кардымова, с нацарапанными на ней "Петров Сергей" и двумя датами (об этом мы писали в номере 33 от 10 августа)... Почти год кропотливых поисков дал результаты. По православному обряду, как и полагается, останки солдат ночь простояли в храме в честь иконы Пресвятой Богородицы "Взыскания погибших". Утром был проведён обряд отпевания, на котором присутствовали местные жители и представители местной и областной администрации. Затем останки разместили на постаменте возле храма, где прошел торжественный митинг, посвящённый траурному событию.
… У гробов с останками солдат застыла рота почётного караула, состоящая из курсантов военной академии, учащиеся Соловьёвской школы в траурном молчании держали таблички с фамилиями установленных солдат. Члены патриотического клуба из Гомеля в форме солдат образца 1941 года довершали впечатление реальности того военного времени. И, конечно, почти у всех присутствующих были на глазах слёзы. Слёзы скорби и памяти. И, конечно, незабываемое чувство причастности к великому делу. Старенькие бабушки, плача, делились своими воспоминаниями той поры, когда они, еще девчонками, видели наших замученных военнопленных, видели озверевших фашистов, которые любой ценой старались выбить наши части и захватить переправу через Днепр. Гул самолётов и ужас бомбёжки, от которой не спрятаться, они помнят до сих пор. Траурный митинг открыл глава Кардымовской администрации Олег Иванов. Затем выступил представитель областной администрации Алексей Мурыгин и гости из Орши.
…Люди тянулись вереницей, чтобы бросить горсть земли и в душе произнести слова молитвы либо просто сказать: " Простите нас, братцы, что не смогли сделать это раньше".
У нашего земляка, знаменитого писателя Бориса Васильева, в мемуарах "Век необычайный" есть описание боев на Соловьевой переправе. В начале июля 1941 года он в составе истребительного батальона Воронежского обкома комсомола прибыл в Смоленск. Вот как он описывает увиденное: "...Это было жестокое планомерное уничтожение тылов нашей отступавшей армии вместе с переполненными обозами раненых. Двойки пикирующих бомбардировщиков, отбомбившись, сменялись двойками истребителей, расстреливающих живое и мертвое, и уцелеть здесь было просто невозможно. Мне следовало бежать отсюда, пока еще было время, но я не мог оторвать глаз от этого гигантского эшафота…"
Это кровавое сражение навсегда останется в истории нашего отечества. Оно останется и в памяти ныне живущих, ибо нельзя предавать забвению героическую стойкость наших соотечественников, их мужество и силу духа. И ещё долго будем мы отыскивать в лесах и болотах останки тех, кто защищал святое - нашу землю, нас с вами, и хоронить, хоронить, хоронить…