29.04.2024

Бизнес | Развлечения

Меню: Информация о журнале | Реклама | Скачать прайс-лист | Контакты | Обратная связь

 ГЛАВНАЯ ТЕМА

Кто влез, кто под дрова

Просмотров: 3415

Автор: Ирина Улитина
Выпуск:

С будущего года ставка таможенной пошлины на вывоз леса составит 80 процентов. Таким образом правительство борется за развитие деревообрабатывающей отрасли в стране. Послужит ли это стимулом для ее развития в нашем регионе? Или мы так и продолжим отдавать свои деньги в чужие карманы?

С будущего года ставка таможенной пошлины на вывоз леса составит 80 процентов. Таким образом правительство борется за развитие деревообрабатывающей отрасли в стране. Послужит ли это стимулом для ее развития в нашем регионе? Или мы так и продолжим отдавать свои деньги в чужие карманы?

В темно-синем лесу ...

В Смоленской области 2 100 000 гектаров занято лесами. Это 41 процент от общей площади. Если перевести этот объем в древесину, то получится 230 миллионов кубометров. Таковы официальные цифры статистики, под которыми, как обычно, скрываются факты, истории, проблемы и перспективы.
К началу будущего года ставка таможенной пошлины на вывоз леса достигнет 80 процентов и станет самой высокой в мире. Сегодня она составляет 25 процентов, что тоже немало. Так правительство борется за развитие лесоперерабатывающей отрасли в стране. Здравое решение, учитывая, что конца и краю потребительскому буму пока не видно. Ежегодный рост объемов строительства в России составляет 15 процентов, а рост объемов производства мебели - 12 процентов. А если отечественный рынок сбыта и закончится, всегда можно возить продукцию за рубеж. Ведь драконовские пошлины в 80 процентов, о которых мы говорили в начале материала, на то и рассчитаны, чтобы прекратить утечку за кордон именно сырья. Идея правительства заключается в том, чтобы организовать в стране собственную переработку, а не закупать из-за рубежа втридорога продукцию, изготовленную из нашего же леса. Этим и продиктован такой упор руководства страны на экспорт продукции, а не сырья. Смоленская область, слава богу, лесом не обделена, и в новых условиях, возможно, он станет одним из основных видов дохода в региональный бюджет. Немаловажно, что очередная правительственная инициатива может серьезно подкосить деятельность черных лесорубов, которых у нас традиционно больше, чем "белых".
В Смоленской области сегодня добывается всего 60 тысяч кубометров древесины в год. Этого не хватит даже на то, чтобы обеспечить деятельность одного крупного завода. Это официальная цифра, а за официальными данными, как водится, есть и неофициальные. Однако даже приблизительный их порядок никто назвать не может. Ежедневно по проселочным дорогам идут сотни фур, груженных смоленским кругляком. Лес крадется безостановочно и бесперебойно. "В 2005 году ущерб от незаконной вырубки леса составил 112 миллионов рублей, в 2006-ом - 81,2 миллиона рублей, в 2007 году - более 160 миллионов, - перечисляет неутешительные данные заместитель начальника Смоленского областного охотуправления Юрий Нурмухамедов. - Эти суммы и потери нельзя назвать окончательными. На самом деле они гораздо внушительнее. Просто то количество людей, которое уполномочено следить за соблюдением лестного законодательства, не может выявить все незаконные рубки". Не секрет, что основной ущерб смоленскому лесу приносят не единичные селяне, срубившие 10 деревьев себе на баньку, а организованные группировки, которые действуют во вполне промышленных масштабах. Хотя, опять же, официально за последние полтора года за незаконную вырубку леса не привлекли ни одну ОПГ.
Раз не привлекали, значит, и нет их, "черных лесорубов"? Да куда же они денутся... Начальник областного департамента по лесному хозяйству Андрей Андруневич соглашается: "Лес воровали, воруют и будут воровать. Увы, но пока это правда жизни. Но тем не менее мы предпринимаем шаги, чтобы предотвратить эти бесчинства. Для того чтобы вести борьбу с незаконными вырубками, при департаменте лесного хозяйства создан отдел по надзору за соблюдением лестного законодательства на территории Смоленской области.
К работе над сбережением лесных ресурсов можно отнести и создание нового единого государственного регистра леса. В последний раз подобную масштабную работу делали еще десять лет назад, в 1997-1998 годах. Понятно, что данные требуют уточнения и обновления. Общий объем всех видов вырубок в области должен составлять 2,3 миллиона кубометров в год. А фактически вырубается только 1 миллион кубометров. Получается, что ежегодно мы осваиваем только 40 процентов, что никак не вяжется со "страшилками" об уничтожении лесов. При этом необходимо осваивать лес в полном объеме. В противном случае он начинает перезревать, гнить, болеть, из-за этого мы теряем деньги. Для того чтобы осваивать лес в полном объеме, необходимы серьезные инвесторы".

В чей лес я влез?

Новый лесной кодекс, принятый в прошлом году, привнес в лесную жизнь несколько важных изменений. Во-первых, согласно ему, использование и безопасность леса больше не контролируется федеральными надзорными органами. Всю ответственность правительство переложило на местные власти. У нас в области для этого создали департамент по лесному хозяйству. Он занимается управлением лесным хозяйством, профилактикой и пресечением нарушений лесного законодательства. Инспекторы департамента уполномочены привлекать к ответственности нарушителей, а также проводить аукционы на право использования лесов. Кстати, аукционы стали одним из самых серьезных и любопытных новшеств, привнесенных лесным кодексом. Теперь для того, чтобы взять лес в аренду у государства, необходимо прежде поучаствовать и выиграть в аукционе. Стартовая цена на каждый участок зависит от того, на какие нужды его арендуют.
Определенный законодательством срок пользования лесным участком - 49 лет. Лицо, выигравшее аукцион, может использовать участок все 49 лет на свое усмотрение. В течение всего этого срока арендатор должен ежегодно вносить плату, которую будут индексировать в соответствии с уровнем инфляции. Главное требование состоит в том, чтобы после пользования лесом и его вырубки участок был приведен в порядок. То есть пни выкорчеваны, а на месте спиленных деревьев посажены новые в соотношении 1 к 15. Однако есть проблема, и она довольно типична для наших необъятных просторов. Дело в том, что далеко не все леса в области входят в кадастровый план лестного фонда. Соответственно, пока не закреплены за государством. Кроме того, леса есть на территориях поселений, на сельскохозяйственных землях и т.д. И вот в отношении этих лесов все уже не так категорично. На такие леса формы собственности могут определяться в соответствии с земельным кодексом. Порой возникает конфликт кодексов земельного и лесного, когда один противоречит другому. "Отчасти поэтому, - признают в департаменте лесного хозяйства, - с начала этого года удалось провести лишь 8 аукционов на право использования земельных участков". Учитывая, что стартовая цена за квадратный метр леса колеблется от 60 до 600 рублей, реализация лесных участков в области пока астрономических прибылей не принесла. Хотя вырученные средства идут в бюджет федеральный, а не областной. Резюмируя сказанное, приходится сделать вывод: область пока не может свой лес ни защитить, ни реализовать. Казалось бы, ситуация типична: под ногами лежат деньги, а мы поднять их не можем.

Под сень дерев тенистых

Если не смогли сами, то помогли инвесторы. Оценив лесной потенциал области, к нам недавно пришел крупнейший инвестор в деревообрабатывающей отрасли - "Сыктывкарский фанерный завод". Владельцы этого предприятия выстроили в Гагаринском районе "Гагаринский фанерный завод". Планируется, что после его запуска он станет крупнейшим в стране предприятием по переработке леса, производящим материал для изготовления мебели.
Но вернемся к нашим инвесторам. "Приходится признать, что весь объем лесозаготовки в области составляет ровно столько, сколько требуется одному нашему заводу для работы на полной мощности, - говорит генеральный директор "Гагаринского фанерного завода" Алексей Цисельский. - Мы, признаться, думали, что в такой богатой лесом области дела с заготовкой обстоят лучше, и нам не придется вкладывать средства еще и в это. Однако, осознав необходимость, мы открыли свои лесопилки в трех районах области".
"То, что экспорт кругляка существенно превышает экспорт обработанной древесины, - это, безусловно, плохой показатель, - считает профессор экономгеографии Александр Катровский. - Для нас это означает лишь одну, вернее, две вещи, из-за которых сегодня приходится страдать и экономике, и социальной сфере региона. Во-первых, наш бюджет недополучает колоссальные средства. Я недавно знакомился с исследованием, в котором посчитано, что из-за существующего положения вещей бюджет Смоленской области недополучил 1 209 147 американских долларов. При этом мы еще и умудряемся с большим успехом обеспечить рабочими местами шведских, польских, турецких, японских и прочих рабочих. Хотя могли бы создавать рабочие места в своем регионе. Конечно, на это потребуется время и деньги. Оборудование для обработки леса стоит дорого, причем, следуя современным тенденциям, это должно быть высокотехнологические мощности для производства по-настоящему качественного сырья. Но все это окупится, исходя хотя бы из того, что обработанная для производства мебели и строительства древесина уже много лет пользуется большим спросом, как на внешнем, так и на внутреннем рынке. Нужны инвесторы, а их необходимо привлекать. Раз мы не смогли в достаточной мере сделать это сами, пусть придут другие, но обеспечат нас рабочими местами и налоговыми отчислениями. При этом, обратите внимание, лес - единственный настолько быстро и легко самовосстанавливающийся ресурс".

Топи да болота

Так или иначе, используют этот быстро восстанавливающийся ресурс только два десятка предприятий по всей области. Но и они занимаются в основном заготовками. Перерабатывают древесину только 4 более-менее крупных завода. В идеальной ситуации, после того, как наступит час "Ч" и пошлины на вывоз леса достигнут критических 80 процентов от его стоимости, сама жизнь продиктует необходимость обработки древесины здесь, на месте. Но пока участники бизнеса то ли не почувствовали остроты момента, то ли считают, что им выгоднее все равно отправлять лес на обработку в другие регионы, а тихое мирное болотце смоленского деревообрабатывающего бизнеса пока не бурлит и не кипит деятельностью. Поэтому Смоленская область по уровню развития лесозаготовительной и лесообрабатывающей промышленности уже почти пять лет к ряду занимает уверенное первое место снизу среди регионов, в которых лесами занято примерно столько же процентов от площади региона, как у нас. Мы стоим после Ленинградской области, Карелии, Вологодской, Новгородской, Архангельской, Псковской и Тверской областей.
Невозможно удержаться от слегка патетического вывода. По оценкам практически всех экспертов, наша область сегодня имеет все шансы поднять свою экономику чуть ли не в разы. Куда ни глянь, все нам на руку: грянул мировой продовольственный кризис - а у нас сельхозугодия. Дорожает мясо-молоко - у нас все предпосылки для скотоводства имеются. Даже областная программа своя действует. На мировом рынке проблемы с топливом - а у нас в приоритетных задачах стоит возделывание рапса, отличного биотоплива. В стране создается собственный рынок деревообработки, у нас почти половина площади региона - лес.
Тот самый лес, прибыль от которого мы из года в год продолжаем терять... Констатируя существование черных лесорубов, не можем навести порядок; вывозим кругляк за пределы области, а потом сами же его покупаем втридорога в виде стройматериалов, мебели и прочих товаров...
Что мы там еще делаем?

Читайте также:
Стало уже привычным, что  мобильный телефон...

Интернет в мобильном телефоне доступен каждому
ЦФО, РФ – ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (NYSE:...

В Центральном федеральном округе растет популярность мобильного ТВ
Не будем лишний раз говорить о пользе мобильной...

Связь с близкими без затрат
Каждый из нас хотя бы раз в жизни пытался...

Gorodnews и арт - студия «Grizaill» объявляют новый конкурс
Комментарии

Оставить комментарий

 
 
 
 
 

Архив

Архив публикаций

Апрель
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

 





Яндекс.Метрика