19.04.2024

Бизнес | Развлечения

Меню: Информация о газете | Реклама | Скачать прайс-лист | Контакты | Обратная связь | Поиск в статьях
 Острый угол

Так разрушается память

Просмотров: 4423


Выпуск:

В "трепетном" отношении и напрасных иллюзиях

Недавно довелось полистать выходящий в Смоленске журнал под названием "Странникъ". В этом историко-литературном издании внимание привлекла публикация Е. Шевченко - "Рославльскому историко-художественному музею - 90 лет". Лично меня заинтриговала фраза следующего содержания: "Администрация муниципального образования "Рославльский район" трепетно относится к сохранению объектов культурного наследия на своей территории".
Дело в том, что сохранение или охрана культурного наследия включает целый круг проблем, связанных с его выявлением, изучением, использованием, предотвращением разрушения и популяризацией. И, может быть, действительно, в Рославле в этом плане, как утверждает г-жа Шевченко, всё обстоит как нельзя лучше? Что ж, посмотрим, насколько хорошо хранятся и сохраняются объекты наследия в этом городе.
Бурцева гора
Бесспорно, самым значимым объектом культурного наследия в Рославле является городище XII века - Бурцева гора, имеющая статус памятника археологии. В соответствии с Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ", памятники археологии (а значит, и Бурцева гора. - "МК") отнесены к самой высокой категории объектов наследия - федеральной, что на практике означает чрезвычайно деликатное обращение с ними. И, действительно, статья 9 указанного Закона предписывает ограничения даже при пользовании "земельными участками или водными объектами, в пределах которых располагаются объекты археологического наследия". Иными словами, городской парк им. 1 Мая, примыкающий к Бурцевой горе, обязан, например, самым тщательным образом взвешивать свои инициативы и мероприятия, чтобы при осуществлении оных ни в коей мере городищу не навредить. Но это, если следовать букве Закона, в реальности же мы имеем совсем иное.
Считается, что Бурцева гора - это место, где появилась крепость Ростиславль и откуда берёт своё начало современный Рославль. В политическом смысле для этого города Бурцевка имеет такое же значение, как для Москвы Боровицкий холм или Красная площадь. Следовательно, и отношение к ней со стороны рославльчан должно быть соответствующим - бережно-торжественным, что ли. Между тем в конце 1980-х годов на поверхности городища соорудили фонтан, детский городок, карусели, качели, аттракционы, а также кирпичный грот в стилистике садово-паркового убранства (тинейджеры, скрываясь от непогоды, обычно распивают в нём нечто горячительное, а его тыльную сторону, обращённую к сохранившемуся фрагменту земляного вала, некто время от времени покрывает свастикой. - М.И.), сделав его продолжением упомянутого городского парка.
Ещё раньше, в конце 1970-х годов, на краю этого городища, где вала уже нет, но откуда открывается панорама Рославля, студенческим строительным отрядом из Грузии была сооружена примитивная, зато высокая композиция из трёх врытых в грунт друг подле друга бетонных колонн высотой около 10 метров. Тогда, очевидно, это сооружение символизировало российско-грузинскую дружбу. В данном факте не было бы ничего предосудительного, скорее, наоборот, если б только для монумента, как ныне для питерского 400-метрового офиса "Газпрома", избрали другое место. В последние годы это сооружение наполнили иным смыслом (не пропадать же добру): сверху донизу его декорировали гофрированным оцинкованным металлом (отчего оно не стало менее убогим), в верхней части укрепив стилизованный воинский щит и герб Рославля, что, очевидно, по замыслу создателей, должно напоминать о героическом прошлом древнего города.
Старожилы помнят, как в 1969-1970 и 1987 годах на городище проводились археологические раскопки. В первом случае работами руководил известный специалист Л.В. Алексеев, а во втором - его коллега О.Г. Ульянов. В ходе раскопок наряду с обычными для такого рода изысканий находками были обнаружены и уникальные предметы: фрагменты деревянной чаши с резным изображением воинов и сидящего князя, навершие посоха с княжеским знаком, близким к тамге Ростислава Смоленского, и короной; костяной княжеский топор. Все находки датируются XII-XIII веками и хранятся в Рославльском историко-художественном музее. Раскопки позволили обследовать поверхность городища едва ли на 20%. К сожалению, из-за отсутствия средств более обстоятельное археологическое исследование Бурцевой горы - детинца древнего Ростиславля - не проводилось. Но если бы даже деньги на раскопки нашлись, перечисленные сооружения, особенно фонтан и стела в виде бетонных колонн, нанесли непоправимый урон культурному слою, местами перерезанному на глубине до двух метров. Ценность загубленных напластований такова, что, например, среди вещей, случайно обнаруженных в подъёмном материале, оказалась уникальная пластина из медного сплава, изображающая евангелиста (ныне также в Рославльском музее).
"Руки прочь от Бурцевки!"
В настоящее время варварский процесс нанесения вреда культурному слою городища продолжается. По территории Бурцевой горы, несмотря на имеющийся запрещающий знак, совершенно свободно разъезжает самый разнообразный транспорт, включая грузовые, легковые и полицейские машины, от чьих колёс на её поверхности образовались глубочайшие уродливые колеи. Некоторые же владельцы легковушек и скутеров, облюбовав остатки оборонительных валов, нередко в хорошую погоду в вечернее время вообще устраивают там подобие автородео. Как-то не вяжется это кощунство с высоким федеральным статусом памятника. Казалось бы, чего проще, запретить туда всякий въезд - и делу конец. Блюстители же порядка вполне могли бы заходить на Бурцевку пешком, поскольку проноситься по ней "с ветерком" ну совсем уж непочтительно по отношению к её действительно седой старине. Вот где власть показала бы своё "трепетное" отношение, а заодно и культурный уровень.
Наличие разнообразных "авто" - это ещё не все беды Бурцевки. Основная же головная боль - это попытки местной власти "благоустроить" городище. Весной 2007 года при подготовке к юбилейным торжествам на его поверхности было спилено около полутора десятков хороших деревьев, посаженных ещё после войны. Некоторые пни рабочие выкорчёвывали, углубляясь до полутора метров в почву, поскольку пространство вокруг бетонных колонн решили сделать смотровой площадкой, проложив к ней от фонтана дорожку. Всё это жалкое "великолепие" вымостили плиткой, для чего на памятник археологии завезли тонны песка и этой самой плитки. Той весной в дождливую погоду на городище иной раз скапливалось по несколько единиц многотонной техники, а по сохранившимся фрагментам валов с самыми благими намерениями однажды проехался грейдер. В общем, какой-то совершеннейший абсурд.
Тогда же на поверхности городища была сооружена сцена, про которую говорили, что она временная. Однако "времянка", благополучно просуществовав до нынешней весны и изуродовав собой перспективу памятника, только что была по чьей-то прихоти перенесена на другую часть городища. И опять валились деревья, и опять была тяжёлая техника, и опять утрамбовывались бугры. Наблюдая за потугами рославльских властей и вспоминая лозунг Гражданской войны "Руки прочь от Советской России!", иногда хочется крикнуть: "Руки прочь от Бурцевки!" Однако, похоже, не докричаться. Осенью 2010 года хозяин благополучно функционирующего на городище кафе захотел проложить к своему заведению силовой кабель. Не делая даже попыток согласовать возникшее намерение с органами охраны наследия, предприниматель дал указание прорыть через всю Бурцеву гору траншею. Излишне говорить, что задуманное без каких-либо неприятных для него последствий ему полностью удалось. Повторимся: и это на памятнике федерального значения!
Вывод из всего вышесказанного прост. Если эксплуатация Бурцевки и дальше будет идти в том же русле, если местные власти будут о ней вспоминать лишь накануне тех или иных юбилеев, если свои мероприятия по её "благоустройству" они и далее будут осуществлять келейно, то неизвестно, что от неё останется для будущих поколений. А ведь она наверняка ещё таит в себе массу загадок. Да даже если бы и не таила, у неё уже есть охранный статус, который просто нужно соблюдать, применив к ней режим консервации. В то же время этот объект представляется чрезвычайно перспективным для его последующей музеефикации - единственного, по-видимому, способа с минимумом изменений (то есть без вторжения в ткань) сохранить городище потомкам и раскрыть его научный потенциал. Что называется, было бы желание.
Дома давно минувших дней
Теперь о памятниках архитектуры. Сразу нужно признать, что подобными памятниками Рославль весьма небогат, а значит, необходимо тщательно оберегать то, что есть. Между тем ряд зданий, образующих в центре города по Пролетарской улице целый квартал и состоящих на учёте как памятники архитектуры конца XIX - начала XX века, заняты магазинами, владельцы которых эксплуатируют эти дома по собственному усмотрению, совершенно не оглядываясь на Закон. В охраняемой фасадной части они, где захочется, пробивают входы, пристраивают к ним самые невероятные крыльца, закладывают кирпичом окна. Один владелец накрыл огромным пластиковым навесом вход в подвал, закрыв чуть ли не весь декор первого этажа, пожалуй, самой видной торцевой стены здания №48. К тому же указанные дома окрашены в какие-то невообразимо яркие цвета, что делает их похожими на рождественские пряники. Но это дела давно минувших дней.
А вот и самый свежий пример. В Рославле по адресу: ул. Ленина, 5 - находится двухэтажный кирпичный особняк, датируемый 1-й половиной XIX века и являющий собой "единственный сохранившийся в городе жилой дом в стиле классицизма". Получить представление о классицизме до недавнего времени в основном позволял главный - южный - фасад этого дома. Словосочетание "до недавнего времени" приходится употреблять по той причине, что в текущем году в здании открылись сразу два магазина, владельцы которых проделали в левой и правой частях южного фасада входы, чем, на наш взгляд, причинили памятнику непоправимый урон. Судя по тому, как продолжают обустраиваться названные торговые точки, их владельцы никакой ответственности за содеянное не понесут, поскольку, по слухам, один из них - депутат Рославльского городского Совета депутатов, а другой - сын главы муниципального образования "Рославльский район". С органами охраны наследия эти люди свои действия не согласовывали. А местная власть... ну, с ней и так всё ясно.
Тягостное впечатление получаешь, проходя по ул. Советской мимо здания под №90. Это лабаз, памятник архитектуры второй половины XIX - начала XX века. В Своде памятников архитектуры о нём сказано: "Крупное кирпичное складское сооружение с нехарактерным для лабазов развитым фасадным декором в формах, переходных от классицизма к эклектике". Похоже, что о здании этом мы вскоре сможем только лишь читать - ведь уже давно оно стоит без крыши и разваливается. Такими темпами оно разделит судьбу обрушившейся в начале 1990-х годов церкви Вознесения, что когда-то была на улице Мичурина. Тоже, между прочим, памятник архитектуры, за исчезновение которого никто так и не ответил.
И это объекты, обладающие охранным статусом! Каково же приходится тем зданиям, что лишены этого прикрытия? Уже почти погиб двухэтажный бревенчатый усадебный дом генерала Д.Т. Аракина по улице Советской, 43. Построенный в середине XIX века в одном из самых живописных мест Рославля этот дом не разрушили ни комсомольцы в 1920-1930-е годы, ни немцы в период оккупации. В картотеке, хранящейся в Государственном институте искусствознания в Москве, об этом доме сказано, что у него утрачен всего лишь балкон. Видимо, картотеку составляли давно. С тех пор при полном попустительстве местной власти с этим строением произошли такие необратимые изменения, что где уж там горевать о балконе (кое-кто из местных олигархов ждёт не дождётся, чтобы на месте аракинской усадьбы возвести собственный особняк)!..
Мало кто знает, что в Рославле сохранился костёл (единственный в области, за исключением Смоленска и посёлка Шумячи, где костёл приспособлен под православный храм. - М.И.), который памятником тем не менее не признан (не иначе как костёлами у нас наплёвано кругом, словно шелухой от семечек). Правда, ни снаружи, ни внутри о католицизме там ничто не напоминает: наглухо обшитое сайдингом здание, в котором в советское время был фабричный клуб, ныне благополучно занято магазином. Вообще сайдинг - замечательная вещь. Недавно с помощью подобного материала в весёлые жёлто-зелёные тона "с ног до головы" оделось ещё одно рославльское двухэтажное кирпичное здание, примечательное тем, что в советские времена в нём довольно долго была поликлиника, а вот в период оккупации - административный корпус рославльского концлагеря. Интересно, что на одном из фронтонов этого здания всё время сохранялась не стиравшаяся и не смывавшаяся, упорно проступавшая из-под краски и напоминавшая о войне надпись на немецком языке "Дулаг 130". Но в период "застоя" на неё не было сайдинга. Теперь же красота! Жёлто-зелёные плитки навсегда скрыли эту надпись от взоров рославльского общества потребления. Ведь открылся в этом здании с не самой здоровой аурой, конечно же, очередной магазин.
В Рославле менялись чиновники, ответственные за состояние культуры, а вот эффект от наших публикаций был всегда один и тот же - никакой реакции. Поэтому настоящая статья не ставит задачи пробить стену чиновничьего равнодушия к объектам наследия, о которых с целью поживиться вспоминают лишь не самые лучшие представители бизнеса. Просто те примеры, что мы привели здесь, надеемся, развеют те беспочвенные иллюзии, которые в отношении рославльской власти и её роли в судьбе местного культурного наследия, возможно, ещё искренне питает г-жа Шевченко.
Михаил Иванов, кандидат исторических наук, доцент кафедры музейного дела и охраны памятников СГИИ.

Читайте также:


О пилотном проекте по отработке подходов при апробации новых классификаций и критериев,...


Со смолян взыскали более 80 млн рублей «дорожных» штрафов


На Смоленщине снижается уровень преступности


УФНС напоминает смолянам о начале «Декларационной компании»
Комментарии

Оставить комментарий

Всего комментариев: 2

Cтраницы: [1]

Гость
Пустая статья. Давайте, мол,оставим Бурцевку в покое, для наркоманов и алкашей... Сейчас хоть с детьми туда приятно прийти и погулять, и на смотровой всё время люди...
23.06.2011 17:08

Дмитрий
Интересно, почему "патриотичный" автор, отважно размахивая сабелькой над головой беззащитной сотрудницы местного музей (аж два раза упомянул), не удосужился назвать ни одной фамилии хозяев изуродованных зданий. А ведь они прекрасно известны и в городе, и за его пределами. Странно...
18.06.2011 10:06

Оставить комментарий

 
 
 
 
 

Ты в эфире!

Акция МК: "Форменное безобразие"

Чаще читают:

Архив:

Архив публикаций

Апрель
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

 





Яндекс.Метрика