Железный Феликс на нелегальном положении
Просмотров: 4004
Автор: Александр Харламов
Выпуск:
Корреспондент «МК в Смоленске» выяснил, кому принадлежат некоторые безымянные памятники в Смоленске.
Эта история вначале носила детективный оттенок. В канун Нового года я проходил по двору школы № 27, расположенной на улице Твардовского, и обратил внимание на безымянный памятник, стоящий в её дворе. Это был большой серебристый бюст Ф.Э. Дзержинского. Мимо проходили трое мальчишек, учеников этой школы, и я спросил, знают ли они, чей это памятник. «Ленина, наверное», - прозвучал ответ. Впрочем, потом один мальчик сказал, что они пошутили, и в школе им говорят, что это памятник Дзержинскому. Правда, по-видимому, об этом человеке подробной разъяснительной работы не велось, потому что один из юных собеседников поинтересовался, кем был Дзержинский и чем занимался. Я вкратце рассказал и в свою очередь спросил: а где же табличка с надписью на памятнике? И получил ответ, что какие-то отморозки скрутили её два-три года назад.
Заинтригованный такой информацией, после новогодних каникул я посетил школу и побеседовал с завучем, которая не смогла мне уделить много времени и препроводила к школьному методисту, миловидной женщине, курирующей историко-культурную работу. Разговор вышел содержательным, несмотря на её небольшой стаж работы в этой должности. Возраст памятника мы уточнили у учительницы с большим стажем работы – с 80-х годов прошлого века. Установили его изначально безымянным, и таблички на нём не было. За памятником Дзержинскому ухаживают сами работники школы, и уж похищенную табличку они без внимания не оставили бы. В советское время в 27-й школе была пионерская дружина имени Феликса Дзержинского. О роли этой исторической личности в современной жизни школы мне не рассказали.
После разговора я осмотрел этот памятник: на сером постаменте никаких следов существования таблички не просматривалось. Показалось, что по стилю исполнения возраст его был более ранним, чем предполагалось вначале.
В тот же день я проходил по улице Николаева мимо 26-й школы и решил свернуть к памятнику Пушкину, установленному там. Удивительно, но и здесь не было таблички, а вместо неё была сделана явно не скульптором надпись белой краской: «Здравствуй, племя младое, незнакомое». Вышедшая из школы учительница любезно согласилась поговорить со мной. Памятник Пушкину, по её мнению, установили в 70-е годы прошлого века. Что касается надписи, удостоверяющей этот памятник, то она как бы и не нужна. Ведь школа носит имя Пушкина и пушкинская программа для школьников здесь на серьёзном уровне. Действительно, табличка на входе в школу любому входящему красноречиво говорит о принадлежности памятника. Вот только человек, не имеющий отношения к школе, вряд ли пойдёт её читать, и табличка на памятнике не повредила бы доброму имени поэта.
В управлении культуры администрации города Смоленска мне разъяснили, что на балансе у них только один памятник в городе, а вышеупомянутые памятники не числятся, и пояснения по ним дать там не в состоянии.
Недалеко от этого учреждения находится памятник Николаю Крыленко, известному революционному деятелю. Что-то подтолкнуло меня подойти поближе, и удивило имя на разрисованном граффитчиками постаменте: то ли «колай», то ли «олай». При детальном рассмотрении выяснилось, что начальные буквы имени исчезли, похоже, кто-то снял их. Готовится очередной безымянный памятник?