Мобильная игромания
Просмотров: 4969
Автор: Александр Харламов
Выпуск:
Есть мнение, что с повсеместным внедрением мобильных телефонов появилась и новая игромания – мобильная, масштабы её стремительно растут. И Смоленск здесь не исключение.
Страсть человека к играм проявилась ещё в доисторические времена, а в условиях современного научно-технического прогресса стали доминировать соответствующие игры. Все уже попривыкли к компьютерным играм, переросшим в настоящую эпидемию и охватившим контингент от мала до стара. Теперь игроки на компьютерах и игровых приставках (своеобразных компьютерах, заточенных под видеоигры) уже не подвергаются общественному порицанию, а именуются геймерами и являются серьёзными клиентами в компьютерных салонах. Некоторые компьютерные игры являются дисциплинами киберспорта, по которым проводятся даже локальные и мировые чемпионаты.
Диалог первоклашек, возвращающихся после уроков и обсуждающих какую-то игру на мобильном телефоне:
- Я прошел все уровни.
- А я - только три.
Дальше с умным видом более продвинутый игрок объясняет тонкости прохождения игры.
А вот на Колхозной площади стоит группа уличных менял. Старший в группе, южанин, мужчина лет сорока пяти, подначивает младшего компаньона – светловолосого парня, которому явно за двадцать:
- Что ты, как ребёнок, играешь на мобильном, серьёзные люди на компьютерах играют.
Парень, не обращая внимания на реплику, с азартом уткнулся в экран своего телефона.
Но это всё дети и молодёжь, как говорится, молодо-зелено.
Случай, произошедший перед самым Новым годом в одном из салонов сотовой связи Смоленска, удивил меня по-настоящему. Женщина, по виду молодая пенсионерка, напряженно выбирала себе телефон. Ненароком завязался разговор, и выяснилась подоплёка происходящего. Возвращаясь в предыдущий день на маршрутке с работы, она лишилась своего мобильника - то ли потеряла, то ли кто-то украл. Обратил внимание, что женщина подробно интересовалась характеристиками телефона, явно избыточными для простого средства связи. Я наугад поинтересовался, уж не для игр ли она собирается использовать сие устройство. Да, последовал ответ, очень уж я люблю игры, причём любые, особенно стрелялки. Чтобы как-то оправдать свою не совсем обычную страсть, она посетовала, что пенсионерке иногда дома заняться нечем, хочется развлечься «игрушками», даже носки вязать из-за этого забросила – всё равно порвутся.
После этого я стал наблюдать за немолодыми пользователями сотовой связи и обнаружил, что у этого контингента за самое последнее время существенно подрос класс мобильных телефонов и преобладать стали самые настоящие мультимедийные разновидности, то есть заточенные под развлечения. Ну а те или иные игры теперь вшиты практически в каждый телефон.
Посмотрите вокруг - смоляне разных возрастов уткнулись в экраны своих мобильников, и не всегда чтобы звонить. Особенно это ощущается, когда едешь в маршрутке или автобусе или находишься в какой-нибудь очереди. Поблизости раздаются звуки, сопровождающие игровой процесс: мелодии, клюканья, выстрелы, взрывы. Чем не приятное времяпровождение для людей, прикованных к экранчикам своих мобильных спутников?!
Впрочем, это не какая-то ерунда, как может показаться. Скорее это политика информационно-электронного сектора мировой экономики. Купив даже очень простенький телефон, вы обнаружите в нём обязательно одну-две игры. Сначала попробуете немного поиграть в них, а дальше игровой процесс может просто затянуть. И если у вас есть задатки игромании (квалифицируемой психологами как отклонение), то можно подсесть на игры. Ведь настольный компьютер и даже ноутбук не потаскаешь без надобности с собой, а это маленькое устройство всегда с тобой под благовидным предлогом и часто необходимостью быть на связи. Таково мое мнение.
Комментарии экспертов
Мобильной игромании не существует!
Павел Баскаков, геймер, удаленный автор журнала о видеоиграх, продавец-консультант одной из смоленских компьютерных торговых сетей:
- По-моему, проблема мобильной игромании надуманна. Для того чтобы говорить о мании, на мой взгляд, нужны какие-то более серьезные вещи, чем игры на мобильных телефонах. К примеру, от полноценных видеоигр, от многопользовательских онлайн-игр зависимость может возникнуть. Но, насколько я знаю, это результат предрасположенности психики человека. Мне трудно представить, что от «змейки» или «тетриса» (если мы говорим конкретно об играх на мобильном телефоне, не на коммуникаторе и не на портативных приставках) можно всерьез зависеть - так, чтобы бросать семью или выносить из дома телевизоры... Это, на мой взгляд, абсурд. В настоящее время логичнее говорить об играх для портативных устройств - это понятие более широкое. Сюда кроме мобильных телефонов, к которым, по сути, относятся и смартфоны, входят коммуникаторы, планшеты и портативные версии игровых приставок. Игры для последних трех категорий уже нельзя сравнить с играми на мобильниках. Продукты для КПК, планшетов и портативных консолей сейчас делают разработчики с самыми громкими именами, и эти продукты, как правило, хорошего качества и высокого класса. Понятно, что существует, как и в любой другой области, огромное количество мусора, разрабатываемого неизвестно кем. Опять же, если игры на портативных консолях часто являются портированными версиями видеоигр, серьезных продуктов, то игры для КПК и планшетов в подавляющем большинстве (пока что) ограничены в жанрах. В основном это аркады и инди-игры, среди которых, как известно, встречаются настоящие шедевры. Здесь, наверное, нужно вспомнить об азиатских тинейджерах: именно они считаются самыми зависимыми от игр на портативных устройствах. Но мое мнение таково: если человек в общественном транспорте играет - будь то «змейка» на мобильнике или файтинг на портативной консоли, - ничего плохого в этом нет.
Ломка гормонального статуса требует легкого транса!
Светлана Качалова, клинический психолог Центра психологического консультирования и экспертизы, Областного центра планирования семьи и поддержки молодежи, аспирант кафедры клинической психологии Смоленского гуманитарного университета:
- Очевидно, здесь речь идет об определенной форме зависимости от гаджетов, в частности от мобильных телефонов. Такая зависимость формируется однозначно не у всех людей, а лишь у тех лиц, которые изначально имеют так называемый ген зависимости, который им передан по наследству. Он начинает реализовываться в разных формах самой зависимости. Это может быть зависимость от отношений и разного рода «химические» зависимости, интернет-зависимость или даже шопомания - вариантов великое множество. В настоящее время, как известно, существует огромное количество самых разнообразных гаджетов, большой выбор которых тоже предоставляет человеку дополнительные формы реализации зависимости. Здесь нужно пояснить, что считается зависимостью. Это не просто навязчивое действие в направлении реализации зависимости, оно должно носить систематический характер. Любая зависимость формируется на фоне отсутствия каких-то определенных видов деятельности. От каждого из видов деятельности в жизни мы получаем какие-то эмоции: от работы, от семьи, от хобби. У некоторых людей возникает потребность уходить в различные формы зависимости как в альтернативные виды деятельности, чтобы получить какой-то «плюс», позитивный стимул. Примитивные игры на мобильных телефонах сродни, скажем, рыбалке. Это так называемое стереотипное повторяющееся действие. Когда человек приходит на рыбалку, он сидит, смотрит на удочку, повторяет ряд действий, впадает в легкий транс. И примитивные игры, основанные на повторяющихся действиях, позволяют впасть в легкое трансовое состояние. В таком состоянии происходит выброс гормонов удовольствия - эндорфинов. Все это вкупе с доступностью и легкой реализацией делает существование таких зависимостей (если все-таки допускать такой термин в данном случае) вполне возможным. Стоит отметить, что здесь большого значения не имеет возрастная категория. В психологии принято считать, что люди наиболее внушаемы, а значит, наиболее подвержены зависимостям. В течение жизни у человека бывают такие периоды, в которые происходят ломки гормонального статуса, когда он вновь становится более подвержен влиянию извне. Схема простая: попробовал - понравилось - зацепило - продолжает дальше. Такая уязвимость может подтолкнуть к религии, кого-то - к алкоголю или наркотикам. Связывать с возрастом это неправильно, тут важнее состояние. Важно также понимать, что какая бы то ни было мания становится патологичной только тогда, когда ее проявления начинают влиять на социальные сферы жизнедеятельности. Если ваша бабушка играет на мобильнике в очереди в поликлинике, то тащить ее к психотерапевту не надо!