"Наш главный враг – это время"
Просмотров: 3314
Автор: Ксения Матвеева
Выпуск:
Отряд LizaAlert это отряд добровольцев памяти маленькой Лизы Фомкиной, пятилетней девочки, которую искали больше недели летом 2010 года и не успели найти вовремя.
Благодаря погибшей Лизе, пожалуй, у всех детей России появился мощный заступник – отряд волонтеров-спасателей. 12 июля в 12.00 активисты LizaAlert открыли в Смоленске свою необычную выставку - "Не по-детски".
- Смоленск – это первый город, в который мы приехали, - рассказывает Алина Павлюкова, координатор поисково-спасательного отряда LizaAlert. - Смоленская область – первый регион, куда мы выехали на поиски после Москвы. Это была Анна-Алена. Я помню, как к нам пришла заявка. Мне позвонил наш старший и сказал: "Пропала девочка, год и восемь, в Смоленской области". У меня даже не возникло вопроса, какой до Смоленской области километраж, просто ответила: "Едем". Мы сорвались, приехали, вскоре прибыли ребята из самого Смоленска, которых удалось собрать по местным форумам. Через две недели мы вновь приехали в Смоленскую область - искать пятилетнюю Дашу Сотникову.
Экспозиция выставки буквально заставляет сердце сжаться в груди: затемненный зал, обрамленный листами фанеры с надписями и следами детских ладошек и ботинок. По центру – сухая листва, ветки, затерявшийся среди них плюшевый заяц. По кругу - восемь реальных историй поисков. Среди "потеряшек" - две смоленские девочки, Анна-Алена и Даша. "Барный" вращающийся стул под лампой на длинном шнуре, сев на который оказываешься погруженным в отдельно взятую историю. Карты, фотографии, "боевая" переписка добровольцев, заголовки газет – в каждой локации свет лампы выхватывает спасенную или потерянную жизнь маленького человека.
Анна впервые в Смоленске, а к отряду примкнула около семи месяцев назад. Однажды она просто увидела ориентировки в Интернете, в основном в социальных сетях, – пропала девушка, студентка МГУ. Тезка пропавшей почему-то не смогла остаться равнодушной к ее судьбе.
- Я написала, что очень хочу присоединиться к отряду, - рассказывает Анна Будовая, волонтер отряда. - У меня ничего не было: ни оборудования, ни навыков выживания или ориентирования, я даже не знала, как компас правильно держать в руках. Меня успокоили: приходи, всему научим. На следующей неделе я уже участвовала в реальных поисках в Тверской области. Вообще я инженер-эколог, работаю бухгалтером по расчетам и никакого отношения к лесу или к МЧС не имею. Самой тяжелой историей для меня оказались поиски Ани Шкапцовой из Брянска. (Весной 2012 года девятимесячная Аня Шкапцова была объявлена похищенной, после выяснилось, что ребенка убили собственные родители. – Прим. авт.) Когда пришла новость, что Анечку убили родители... Это не передать словами... Во время поисков мы постоянно "разговаривали" с Аней, повторяли: "Анюта, мы тебя найдем". Моя напарница смотрела на ориентировку и говорила: "Малышка, ну когда же ты найдешься?" Мы до последнего верили, что она жива. Я очень боюсь найти однажды неживого человека. Не могу представить, как поведу себя в этом случае. Но однажды я сама нашла девочку, живую и невредимую! Привели ее к маме. Глядя на плачущую от счастья женщину, я впервые поняла, что за 24 года своей жизни хотя бы один день прожила не зря.
Костяк команды сейчас составляют около 20 человек в возрасте от 20 до 35 лет. Это те люди, которые готовы выехать по первому зову, после первого же эсэмэс-сообщения с минимальной ориентировкой. Среди них координаторы поисков – те, кто организует все на месте, люди, которые общаются с родителями, те, кто контактирует со спасателями и правоохранительными органами.
- Мы увидели объявление по телевизору и решили прийти сюда, - рассказывают две школьницы, посетительницы выставки Александра Долосова и Анастасия Кондратова. - Ведь каждый из нас может потеряться.
- Выставка рассказывает без прикрас и лжи о сложной, но очень важной для нас работе – поиске пропавших без вести, - поясняет Алина Павлюкова. - Есть истории со счастливым концом, когда дети нашлись живыми, а есть – печальные. Наш главный враг – это время. Чем позже нам подают заявку, тем хуже результат. А самый главный наш ресурс – это люди. Все, что нам нужно – это новые волонтеры, которые готовы помогать во время поисков.