"Кому земля, а кому мать родна"
Просмотров: 4010
Автор: Виталий ПОДПАСКОВ
Выпуск:
10 октября - День работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности
Для русского человека сельское хозяйство всегда было подобно войне. Или ты его, или оно тебя. Поэтому, в какие времена ни говори о нашем сельском хозяйстве, рано или поздно разговор повернет на проблемы. Ну никак не обойтись без них.
Беседа с председателем комитета Смоленской областной Думы по вопросам агропромышленного комплекса, председателем совета товарищества на вере “Заря”, кандидатом сельскохозяйственных наук Александром Игнатенковым вроде бы началась с непринужденных и даже веселых воспоминаний о советском прошлом, но разговор как-то сам по себе ушел в тему не очень праздничную, в сторону тех трудностей и проблем, с которыми сегодня живет смоленское крестьянство. А потому редакция “МК” в Смоленске” решила проблемное, критичное и даже в чем-то спорное интервью с Александром Сергеевичем опубликовать позже.
Сегодня же мы публикуем невыдуманную историю, которую в свое время Александр Игнатенков рассказал в сельхозотделе тогдашней главной партийной газеты Смоленщины. Вполне естественно, что в советское время опубликовать ее в областной прессе не было никакой возможности. Ни один редактор не стал бы рисковать. Эта история, а вернее - рассказ-быль, как нельзя лучше олицетворяет те времена, те отношения между молодым человеком, начинающим карьеру председателя колхоза, и руководящей партийной властью.
Или небольшие изменения в сценарии
Я хоть и крестьянин в 16-м поколении, но профессиональный путь мой начался, как и у многих в те времена, с комсомола. В 1968 году служил на Украине, в Ужгороде, был секретарем первичной комсомольской организации части. Когда в период известных событий советские войска входили в Чехословакию, наша часть обеспечивала радиосвязь вводимой туда танковой армии. И в ситуации этого военно-политического напряжения многие солдаты-срочники и офицеры подавали заявления с просьбой принять их в члены КПСС. Причем многие с большой долей серьезности и ответственности за то, к чему они причастны. Естественно, и меня приняли в кандидаты. Как-никак я комсомольский вожак, а потому, конечно, не мог быть беспартийным. После армии поступил в сельскохозяйственный институт в Великих Луках. Некоторое время работал старшим научным сотрудником отдела льна Смоленской областной опытной станции в поселке Стодолище, был секретарем первичной парторганизации отдела науки. Позже меня избрали первым секретарем Починковского райкома комсомола. Правда, по номенклатурной партийной лестнице не пошел. Да, видимо, и не прошел бы. А дело вот в чем.
Как-то мне пришлось выступать на областной отчетно-выборной партийной конференции, и я как первый секретарь райкома ВЛКСМ, как специалист льноводческой отрасли очень здорово покритиковал начальника областного управления сельского хозяйства Бидного. С высокой трибуны областного партийного форума откровенно и без оглядки на кого-либо сказал, что в Починковский район для комсомольско-молодежных льноводческих бригад, звеньев мало выделяется новой техники и вообще льноводческой отрасли областные начальники уделяют недостаточно внимания.
Я вернулся в Починок. Где буквально через два дня меня приглашают в райком КПСС на беседу и предлагают должность председателя колхоза “Заря”. А в подтексте все это означало: “Раз ты такой умный, то и езжай на село, поруководи колхозом, а мы посмотрим, что и как у тебя получится”.
Честно говоря, страшно испугался. Ведь, с одной стороны, председательство в колхозе - это в то время для меня было что-то невероятно почетное, но с другой - практического опыта руководства большим хозяйством, людьми не было.
На следующий день было намечено заседание бюро райкома партии, на котором меня и должны были утвердить председателем колхоза “Заря”. Вечером в сомнениях и душевных муках я поехал к отцу в родную деревню Емельяновку, где еще в школьные годы начинал управляться с трактором и помогал колхозу. Ему и выложил все свои терзания и сомнения.
Отец мой - человек, прошедший войну, отработавший всю жизнь шофером, бригадиром в колхозе, выслушал меня внимательно и совершенно спокойно, без пустопорожних разговоров сказал: “Иди. Справишься”. Я, собственно, другого совета от него и не ждал. И для меня его веское слово всегда было главным, определяющим.
Запланированное общее собрание колхоза “Заря” состоялось, и меня избрали председателем. Самым молодым в районе, а может, в те годы - и в области.
Прошло пять лет. К тому времени опыта я поднабрался, коллектив, как говорят сейчас - команда, сложился, с людьми сработался. Пришли первые успехи. Урожайность зерновых выросла до 40 с лишним центнеров с гектара, по 16 центнеров льносоломки брали, животноводство подтянулось, надои выросли. В колхоз зачастили журналисты из областных и центральных газет. В 1985 году приехала к нам в колхоз съемочная группа центрального телевидения. Снимать документальный фильм о колхозе и молодом председателе. Руководитель группы, режиссер и автор сценария искала нестандартный ход для начала фильма. И нашла его в том, что я перед заседанием бюро райкома еду к отцу в деревню и там у нас происходит тот самый разговор, в котором он и дает тот мудрый отцовский совет, чуть ли не благословение. И этот момент становится в сценарии и фильме чуть ли не самым значимым.
Но не все так просто было и на тогдашнем телевидении. Прежде чем начинать рабочие съемки, обязательно нужно было показать и утвердить сценарий у партийной власти района. Молодая женщина-режиссер едет со сценарием в райком партии к первому секретарю товарищу Жвацу. Не было ее довольно долго, почти полдня. А когда приехала и начала рассказывать о своем визите к партийному лидеру района, то долго не могла это сделать вразумительно. Смех, эмоции просто переполняли и давили ее. Потом, когда малость успокоилась, все стало ясно. Первый секретарь райкома долго и въедливо читал сценарий с карандашом в руке. Ни одной помарки, поправки не сделал. А когда закончил читать, сказал, что почти все хорошо, но необходимо сделать небольшое изменение. И какое! Главный герой-председатель (то есть я) не едет к отцу в деревню за советом. А стоит он, задумчивый, на краю голубого льняного поля, и в этот момент к нему подъезжает первый секретарь райкома КПСС (то есть товарищ Жвац). И именно он, как родной отец, полуобняв молодого председателя, дает ему самый главный жизненный совет. И молодой председатель Игнатенков, конечно же, следует этому совету. Совету старшего партийного товарища. И благодаря ему возглавляет колхоз.
Причем первый секретарь райкома, он же цензор, настолько серьезно и убедительно настаивал на этом “небольшом изменении”, что руководитель телегруппы просто вынуждена была согласиться. И пообещала, что “отеческий совет” главного коммуниста района обязательно в сценарий и фильм войдет.
Потом, когда фильм вышел на экран, никакого первого секретаря и его совета начинающему председателю в нем не было. Был отец, были другие колхозники, были труд и отдых селян. В общем, хороший фильм получился.
Интервью с Александром Игнатенковым читайте в ближайшем номере “МК” в Смоленске”.